Основные темы стратегического менеджмента

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО СМ

1. Основные понятия

2. Общая характеристика СМ (проявление нестратегического управления; основные признаки стратегического управления; сравнительная характеристика СМ и оперативного управления)

3. Этапы развития СМ (бюджетирование, стратегическое планирование, стратегическое управление, научные школы в СМ)

4. Анализ среды функционировании организаций (внутренняя, внешняя; методы анализа СФО: PEST, SWOT и др.)

5. Формирования видения, миссии, и целей организации;

6. Выработка стратегии фирмы (базисные стратегии)

7. Реализация (исполнение) стратегии (этапы; виды работ по реализации стратегии; организация работ; сопротивление изменениям; способы подавления сопротивлений);

8. Стратегический контроль (назначение; цели; виды и способы);

9. Концепция продукта в СМ (понятие продукта; факторы, определяющие понятия продукта; эволюция взгляда продукт; основные составляющие продукта)

10. Продуктовая стратегия фирмы (стратегия конкуренции; портфель бизнесов (продукции); маркетинг в стратегии фирмы)

11. Взаимодействие человека в организации (вхождение человека в организацию; восприятие человеком окружения; индивидуальность работника; адаптация и изменение поведение человека в организации)

Тема 1 «Основные понятия СМ»

Стратегический менеджмент:

- это выработка (процесс выработки) и реализации поведения фирмы в будущем;

- это процесс принятия решений, который направлен на анализ и изучение возможностей и угроз (исходящих из внешней среды) и анализ и использование сильных и слабых сторон в организации для обеспечения конкурентных преимуществ;

- это деятельность, направленная на обеспечение выживаемости фирмы на рынке за счет конкурентных преимуществ;

- это процесс формулирования видения, миссии и долгосрочных целей организации, а также процесс сбора, формирования и распределение ресурсов для достижения цели;

- это область научных и практикой проверенных знаний, изучающая приемы, методы и методологию принятия стратегического решения;

- это теория и практика обеспечения конкурентоспособности фирмы в будущие периоды СМ должен обеспечить условия выживаемости фирмы на рынке с помощью формулирования и достижения средств, обеспечивающих конкурентоспособность

Объекты СМ:

Субъекты хозяйствования (предприятия, регионы, страны)

Субъекты СМ:

-Руководство (организации, страны, международные управленческие органы (ООН))

-Каждый участник трудовой деятельности

Ключевые слова:

Миссия; цели; долгосрочная перспектива; внешняя/внутренняя среда; ресурсы; кадры

Стратегия:

· Способ (инструмент) для достижения целей фирмы;

· План действий, которых придерживается организация в каждой конкретной ситуации;

· Концепция достижения успехов (целей);

· Совокупность основных целей и способов их достижения;

· Направление развития организации в определенный период времени;

· Комплексный план развития организации в будущем;

· Обязательства действовать определенным образом;

· Гибкий инструмент достижения целей;

· Детальный всесторонний план, предназначенный для осуществления миссии и целей

Стратегия менеджмента изменяется по ходу ее реализации в зависимости от:

-динамики внешней среды;

-динамики потенциала организации;

-динамики целей.

При процессе реализации стратегии в организации (на фирме) в общем сл. должны проводиться изменения. Объектами изменений являются: организационная структура управления и организационная культура.

В общем случае, стратегию можно рассматривать как реальный, комплексный план, предназначенный для достижения цели, выполнения миссии.

Реальная стратегия включает заранее запланированные действия по достижению целей (проактивная стратегия), а также действия, связанные с реакцией на возникающие ситуации (реактивная стратегия)

РС= Пр.Стр+Реакт.Стр.

Разработка стратегии фирмы включает следующие группы задач:

1) Принятие решений об источниках формирования и размещения ресурсов;

2) Принятие решений по способам адаптации организации к внешней среде;

3) Управление внутренней средой включает координацию трудовых процессов (усложнющуюся из-за непостоянства внешней среды);

4) Создание и постоянное поддержание длительных конкурентных преимуществ.

Критерии оценки эффективности стратегии:

ü Соответствие внешней среде;

ü Эффект времени (быстрота реакции на вызовы, на изменение во внешней и внутренней среде);

ü Ориентация на внешнюю и внутреннюю производительность;

ü Скорость и решительность принятия решений в условиях дефицита времени.

Любая стратегия основывается и оценивается на 2-ух концепциях:

- результативность стратегии (внешняя производительность)- внешний показатель хоз. деятельности организации. Отражает то, что фирма делает нужные, необходимые вещи. Суть: изучение потребительского спроса, его динамики; быстрота реакции организации на изменение спроса; поиск источников и средств для удовлетворения нужд предприятия.

- эффективность стратегии (внутренняя производительность ) -внутренний показатель хоз. деятельности организации, характеризующий объемом производства, прибылью, сроком окупаемости и др.

ОЭС=Р*Э

результативность

 
 


рез – ть (+)

 
 


нерез – ть (-)

 
 


эффективность

1 – правильно создаются нужные, необходимые потребителю вещи;

2 – неправильно создаются нужные, необходимы вещи;

3 – правильно создаются ненужные на рынке вещи;

4 – неправильно создаются ненужные вещи.

Преимущества стратегического подхода к управлению:

1. Обеспечение направленности развития всей организации посредством постановки целей и решения задач;

2. Гибкая реакция и своевременные изменения в организации, необходимые для стратегии;

3. Возможность для руководителей оценивать альтернативные варианты распределения всех ресурсов.

Недостатки и ограничения СМ:

1. Процедуры СМ (все) не могут (и нет необходимости) быть формализованы;

2. СМ не дает и не может давать гарантии точного предвидения рыночной ситуации, хоть методы прогнозирования используются;

3. СМ требует перманентного (непрерывного) корректирования и дополнения ресурсов;

4. Ошибки, допущенные в СМ (цена этих ошибок) в общем случае высоко, вплоть до катастрофических последствий

Отличие стратегического менеджмента от нестратегического менеджмента:

- в СМ рынок понимается как динамическая структура, а в НСМ – стабильная;

- НСМ ориентируется на внутренние ресурсы (внутренний потенциал фирмы) и исходя из него фирма выстраивает свою стратегию на рынке. С т.зр. СМ, это неверно, ибо внутренняя среда должна постоянно корректироваться под внешним воздейсвтием.

Миссия – отражает смысл существования, философию фирмы на рынке. Отражает систему ценностей, которые установлены на фирме (кадры потребители)

При формулировании мисси учитывается:

1) Миссия направлена в будущее и не зависит от текущего состояния организации;

2) Цели мисси:

- помогает формировать и поддерживать имидж (репутацию) организации;

- способствует формированию корпоративного духа;

- обеспечивает доступ к процессам выработки и принятия решений всех работников организации (обеспечивает демократизацию);

- обеспечение возможности, большей действительного управления организацией (за счет понимания каждым работником предназначения фирмы, за счет гибкости и оперативности принятия и реализации решений на фирме)

При формировании мисси учитываются интересы:

· Собственников

· Сотрудников

· Потребителей

· Деловых партнеров

· Местных сообществ, взаимодействующих с фирмой

3 вопроса, на которые должны отвечать миссия, цели и стратегия организации:

1) Какой бизнес из существующих прекратить?

2) Какой бизнес продолжить (на каких условиях, с какими изменениями)?

3) Какой бизнес открыть?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: