КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО СМ
1. Основные понятия
2. Общая характеристика СМ (проявление нестратегического управления; основные признаки стратегического управления; сравнительная характеристика СМ и оперативного управления)
3. Этапы развития СМ (бюджетирование, стратегическое планирование, стратегическое управление, научные школы в СМ)
4. Анализ среды функционировании организаций (внутренняя, внешняя; методы анализа СФО: PEST, SWOT и др.)
5. Формирования видения, миссии, и целей организации;
6. Выработка стратегии фирмы (базисные стратегии)
7. Реализация (исполнение) стратегии (этапы; виды работ по реализации стратегии; организация работ; сопротивление изменениям; способы подавления сопротивлений);
8. Стратегический контроль (назначение; цели; виды и способы);
9. Концепция продукта в СМ (понятие продукта; факторы, определяющие понятия продукта; эволюция взгляда продукт; основные составляющие продукта)
10. Продуктовая стратегия фирмы (стратегия конкуренции; портфель бизнесов (продукции); маркетинг в стратегии фирмы)
11. Взаимодействие человека в организации (вхождение человека в организацию; восприятие человеком окружения; индивидуальность работника; адаптация и изменение поведение человека в организации)
Тема 1 «Основные понятия СМ»
Стратегический менеджмент:
- это выработка (процесс выработки) и реализации поведения фирмы в будущем;
- это процесс принятия решений, который направлен на анализ и изучение возможностей и угроз (исходящих из внешней среды) и анализ и использование сильных и слабых сторон в организации для обеспечения конкурентных преимуществ;
- это деятельность, направленная на обеспечение выживаемости фирмы на рынке за счет конкурентных преимуществ;
- это процесс формулирования видения, миссии и долгосрочных целей организации, а также процесс сбора, формирования и распределение ресурсов для достижения цели;
- это область научных и практикой проверенных знаний, изучающая приемы, методы и методологию принятия стратегического решения;
- это теория и практика обеспечения конкурентоспособности фирмы в будущие периоды СМ должен обеспечить условия выживаемости фирмы на рынке с помощью формулирования и достижения средств, обеспечивающих конкурентоспособность
Объекты СМ:
Субъекты хозяйствования (предприятия, регионы, страны)
Субъекты СМ:
-Руководство (организации, страны, международные управленческие органы (ООН))
-Каждый участник трудовой деятельности
Ключевые слова:
Миссия; цели; долгосрочная перспектива; внешняя/внутренняя среда; ресурсы; кадры
Стратегия:
· Способ (инструмент) для достижения целей фирмы;
· План действий, которых придерживается организация в каждой конкретной ситуации;
· Концепция достижения успехов (целей);
· Совокупность основных целей и способов их достижения;
· Направление развития организации в определенный период времени;
· Комплексный план развития организации в будущем;
· Обязательства действовать определенным образом;
· Гибкий инструмент достижения целей;
· Детальный всесторонний план, предназначенный для осуществления миссии и целей
Стратегия менеджмента изменяется по ходу ее реализации в зависимости от:
-динамики внешней среды;
-динамики потенциала организации;
-динамики целей.
При процессе реализации стратегии в организации (на фирме) в общем сл. должны проводиться изменения. Объектами изменений являются: организационная структура управления и организационная культура.
В общем случае, стратегию можно рассматривать как реальный, комплексный план, предназначенный для достижения цели, выполнения миссии.
Реальная стратегия включает заранее запланированные действия по достижению целей (проактивная стратегия), а также действия, связанные с реакцией на возникающие ситуации (реактивная стратегия)
РС= Пр.Стр+Реакт.Стр.
Разработка стратегии фирмы включает следующие группы задач:
1) Принятие решений об источниках формирования и размещения ресурсов;
2) Принятие решений по способам адаптации организации к внешней среде;
3) Управление внутренней средой включает координацию трудовых процессов (усложнющуюся из-за непостоянства внешней среды);
4) Создание и постоянное поддержание длительных конкурентных преимуществ.
Критерии оценки эффективности стратегии:
ü Соответствие внешней среде;
ü Эффект времени (быстрота реакции на вызовы, на изменение во внешней и внутренней среде);
ü Ориентация на внешнюю и внутреннюю производительность;
ü Скорость и решительность принятия решений в условиях дефицита времени.
Любая стратегия основывается и оценивается на 2-ух концепциях:
- результативность стратегии (внешняя производительность)- внешний показатель хоз. деятельности организации. Отражает то, что фирма делает нужные, необходимые вещи. Суть: изучение потребительского спроса, его динамики; быстрота реакции организации на изменение спроса; поиск источников и средств для удовлетворения нужд предприятия.
- эффективность стратегии (внутренняя производительность ) -внутренний показатель хоз. деятельности организации, характеризующий объемом производства, прибылью, сроком окупаемости и др.
ОЭС=Р*Э
результативность
рез – ть (+)
нерез – ть (-)
эффективность
1 – правильно создаются нужные, необходимые потребителю вещи;
2 – неправильно создаются нужные, необходимы вещи;
3 – правильно создаются ненужные на рынке вещи;
4 – неправильно создаются ненужные вещи.
Преимущества стратегического подхода к управлению:
1. Обеспечение направленности развития всей организации посредством постановки целей и решения задач;
2. Гибкая реакция и своевременные изменения в организации, необходимые для стратегии;
3. Возможность для руководителей оценивать альтернативные варианты распределения всех ресурсов.
Недостатки и ограничения СМ:
1. Процедуры СМ (все) не могут (и нет необходимости) быть формализованы;
2. СМ не дает и не может давать гарантии точного предвидения рыночной ситуации, хоть методы прогнозирования используются;
3. СМ требует перманентного (непрерывного) корректирования и дополнения ресурсов;
4. Ошибки, допущенные в СМ (цена этих ошибок) в общем случае высоко, вплоть до катастрофических последствий
Отличие стратегического менеджмента от нестратегического менеджмента:
- в СМ рынок понимается как динамическая структура, а в НСМ – стабильная;
- НСМ ориентируется на внутренние ресурсы (внутренний потенциал фирмы) и исходя из него фирма выстраивает свою стратегию на рынке. С т.зр. СМ, это неверно, ибо внутренняя среда должна постоянно корректироваться под внешним воздейсвтием.
Миссия – отражает смысл существования, философию фирмы на рынке. Отражает систему ценностей, которые установлены на фирме (кадры потребители)
При формулировании мисси учитывается:
1) Миссия направлена в будущее и не зависит от текущего состояния организации;
2) Цели мисси:
- помогает формировать и поддерживать имидж (репутацию) организации;
- способствует формированию корпоративного духа;
- обеспечивает доступ к процессам выработки и принятия решений всех работников организации (обеспечивает демократизацию);
- обеспечение возможности, большей действительного управления организацией (за счет понимания каждым работником предназначения фирмы, за счет гибкости и оперативности принятия и реализации решений на фирме)
При формировании мисси учитываются интересы:
· Собственников
· Сотрудников
· Потребителей
· Деловых партнеров
· Местных сообществ, взаимодействующих с фирмой
3 вопроса, на которые должны отвечать миссия, цели и стратегия организации:
1) Какой бизнес из существующих прекратить?
2) Какой бизнес продолжить (на каких условиях, с какими изменениями)?
3) Какой бизнес открыть?