Конкурентоспособность продукции и предприятия.
К.п.п.- это совокупность свойств, обуславливающих его пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с назначением. По характеризующим свойствам принимают следующие группы показателей качества:
1. Показатели назначения;
2. Надёжность: безопасность, долговечность, ремонтоспособность;
3. Эргономические: освещённость, температура;
4. Антропометричность(психофизические);
5. Показатели технологичности: труд-ть, энергоёмкость;
6. Показатели комфортабельности;
7. Экологические;
8. Показатели безопасности.
Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований качества продукции. Групповой, пооперационный; выборочный и сплошной контроль. Применяется экспертная оценка качества, когда невозможно более объективно оценить параметры качества.
Экономическая эффективность от улучшения качества может быть найдена с получ. дополн. прибыли.
∏доп.═ ∆∏у + ∆∏об. ± (Сд.-Сбр.)
∆∏у- дополнительная прибыль от увеличения продажной цены;
∆∏об.- дополнительная прибыль от увеличения объёма производства, реализации;
Сд.- дополнительные затраты на производство;
Сбр.- величина снижения затрат за счёт сокращения брака.
Конкуренция- это столкновение интересов, связанное с реализацией продукции одним и тем же покупателем. Основными факторами, за счёт которых формируется конкурентоспособность продукции (К.п.), является: качество, дизайн, новизна, энергоёмкость, упаковка, цена. Абсолютная К. присуща только новым видам товара, которые не имеют аналогов на рынке. Определение К. основывается на сравнительном анализе совокупных характеристик товара с товарами конкурентами. Для оценки К. используются определённые правила:
1. Анализ рынка, на котором реализуется товар;
2. Необходимость выявления и обоснования наиболее конкурентоспособного товара- аналога;
3. Необходимость установить набор показателей по группам параметров.
Параметры: экономические, технические.
К экономическим относятся издержки по своей продукции, прибыльность.
Технические делятся на 3 группы:
1. Классификационные;
2. Конструктивные;
3. Нормативные.
Потребитель руководствуется следующими свойствами товара:
1. Потребительские;
2. Качество;
3. Престижность;
4. Цена потребления, т.е. стоимость транспортировки, установки, обучение персонала, затраты на топливо и энергию, затраты на обслуживание, послегарантийный ремонт.
Рис.1
Новое изделие должно проектироваться по такому графику, который обеспечивал бы выход на рынок к моменту серьёзной потери К. прежнего изделия. Своевременно проанализировав К. выпускаемого изделия, можно вовремя принять следующие решения:
1. Снять с производства;
2. Модернизировать;
3. Перейти на другой рынок.