Типы деятельности на предприятиях

Рассмотрим основные типы деятельности на предприятиях, которые были сформулированы еще Анри Файолем – одним из классиков промышленного менеджмента. В труде «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он классифицировал деятельность на предприятиях на следующие типы:

n техническая (производство и обработка);

n коммерческая (покупка, продажа, обмен);

n финансовая (привлечение средств и распоряжение ими);

n страховая (страхование и охрана имущества, лиц и др.);

n учетная (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

n административная (предвидение, организация, координация, распорядительство и контроль).

Особое место среди всех типов деятельности занимает административная (управление). Надо сказать, что управленческая деятельность распределена между остальными типами деятельности, поэтому можно говорить об управлении финансами, производством и т. д. Это иллюстрируется на рис. 1 [2].

Рис. 1. Иерархическая структура типов деятельности, у - компонент управления

Все функции, входящие в функцию управления, можно разделить на

n общие

n предвидение (прогнозирование и планирование),

n организация,

n распорядительство,

n координация,

n контроль и принятие решений.

n конкретные.

Прогнозирование — это взгляд на будущее, оценка возможных путей развития и последствий принимаемых решений. Планирование состоит в разработке последовательности действий, необходимых для достижения желаемой цели. Поскольку в работе менеджера прогнозирование и планирование тесно связаны, то часто их объединяют одним понятием — предвидение.

Организация — это обеспечение предприятия всем, что является необходимым для его функционирования (сырьем, оборудованием, финансами, рабочей силой и т. п.). В результате выполнения этой функции складывается готовая «производственная» система.

Распорядительство это выдача менеджером своим подчиненным команд, распоряжений, приказов, направленных на выполнение планов.

Координация предполагает согласование деятельности всех исполнителей, отвечающих за успешное функционирование предприятия.

Контроль состоит в проверке выполнения принятой программы, выданных распоряжений. Его цель — выявлять проблемы. Контроль должен применяться ко всем бизнес-процессам фирмы и ее окружения. По его результатам должны приниматься управленческие решения, направленные на координацию деятельности фирмы, на корректировку старых планов и выработку новых и, возможно, на реорганизацию производственной системы. Взаимосвязь перечисленных общих функций управления приведена на рис. 2 [2].

Рис. 2. Общие функции управления и их взаимосвязь

Отмеченная выше «распределенность» управления отражается в существовании конкретных функций управления, проявляющихся в управлении производством, управлении финансами, управлении сбытом (маркетингом) и т. п. Любая из конкретных функций, в свою очередь, реализуется через выполнение общих. Это позволяет говорить о планировании финансов, организации коммерческой деятельности, контроле технической деятельности (производства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: