Виды подшипниковых соединений:
· качения
· скольжения
При сборке подшипников качения необходимо соблюдать меры:
- перед сборкой все подшипники должны быть расконсервированы (промыть 6%-ым раствором масла в бензине);
- осуществлять контроль качества опорных и посадочных поверхностей на предмет отсутствия задиров и смазку их маслом;
- усилия при сборке не должны передаваться через тела качения.
- запрещаются прямые удары.
Виды сборки:
- прессованием;
- подогревом.
Подогрев детали применяется тогда, когда подшипник садится по наружной обойме. При посадке по внутренней обойме его опускают в масляную ванну при температуре 80...100 °С.
При прессовании:
а) используют либо специальные прессы, либо домкрат, либо автоматизированный станок; при этом на детали должна быть фаска, а подшипник нужно точно центрировать.
При посадке подшипника на вал в них уменьшают радиальный зазор на величину:
δ=(0,55...0,65)H,
где Н – величина натяга:
Н ≤ 1,37·107 ,
где k – коэффициент, величина которого зависит от серии подшипника качения:
|
|
k =2,78 – лёгкая серия;
k =2,27 – средняя;
k =2,19 – тяжёлая;
Q – расчётная нагрузка подшипника качения;
b – ширина подшипника качения;
r – радиус скругления.
После прессования подшипника проверяется лёгкость его вращения.
При сборке радиально-упорных и упорных подшипников требуется регулировка осевого люфта, величина которого оговаривается ГОСТ и который зависит от типа подшипника. Используют четыре способа регулировки:
1) дистанционными кольцами;
2) прокладками;
3) при помощи резьбовых компенсаторов;
4) подшлифовкой деталей по месту.
При производстве ГМ используют первые два способа.
Подшипники скольжения делят на:
а) подшипники с тонкостенными вкладышами.
б) толстостенные подшипники.
Особенность сборки толстостенных подшипников заключается в том, что сопряжения подгоняют по месту с целью обеспечения заданного зазора и смазки канавок.
Величина требуемого зазора определяется с учётом обеспечения жидкостного трения. Требуемый зазор осуществляется за счёт шабрения поверхности цапф и корпуса подшипника. Смазка канавки, если она не предусмотрена заводом изготовителем, выполняется в ненагруженных местах.
На подшипниках с тонкостенными вкладышами: осуществляется запрессовка вкладышей в корпус машины.
r>R h=(5..8)10-3d, где d - диаметр цапфы
При этом образуется натяг:
Н= .
С другой стороны:
Н≤0,03 + 0,0005d.
Для быстроходных передач зазор в подшипнике с тонкостенными вкладышами выбирается из условия обеспечения жидкостного трения и рассчитывается на основе гидродинамической задачи по формуле Жуковского (в горных машинах таких подшипников нет).
|
|
Для тихоходных подшипников зазор δ=(0,01…0,015)d. Регулировку зазора осуществляют путём установки прокладок между корпусом и крышкой. В некоторых случаях в настоящее время подшипники скольжения выполняют из полимерных материалов, которые могут быть установлены в ненагруженных соединениях.
Сборка зубчатых передач (селективная)
Сборка включает в себя следующие этапы:
1) контроль поверхности зубчатых колёс и валов и их подготовка (промывка и смазка);
2) установка зубчатых колёс на валы и оси;
3) укладка в корпуса;
4) контроль правильности сборки и монтажа по параметрам:
- величина бокового зазора;
- величина радиального зазора;
- по пятну контакта.
Радиальный зазор измеряется в долях модуля:
Δ ≤ (0,15…0,30) m.
Боковой зазор регламентируется ГОСТ и зависит от степени точности изготовления и от модуля.
Пятно контакта регламентируется ГОСТ (для 7й степени оно больше 75% по длине и 60% по высоте, при этом должно располагаться оно по центру зуба). Пятно контакта контролируется двумя способами: краской или при помощи бумаги.
Боковой зазор контролируется следующими способами:
1) остановкой шестерни и поворачиванием колеса;
2) с помощью свинцовой проволоки;
3) при помощи щупа.
Особенностью сборки конических и червячных передач является их регулировка с целью совмещения полюсов зацепления.
Регулировкой достигают требуемой величины пятна контакта и бокового зазора. Регулировка выполняется путём смещения шестерни (реже – колеса) в осевом направлении на основе выполнения одной из операций:
1) подшлифовки упорных поверхностей;
2) установки прокладок;
3) с помощью регулировочных винтов.
Регулировка червячных передач осуществляется на основе смещения червяка аналогичными методами.