Принципы и объекты стратегического управления
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод)
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса)
3. Функциональная сфера деятельности
Стратегическое поле хозяйствования это совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.
Стратегическое поле бизнеса крупных многопродуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса
Функциональная сфера деятельности это или подразделение, — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц – бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.)
Принципы стратегического менеджмента:
n Научность в сочетании с элементами искусства
n Целенаправленность стратегического управления
n Гибкость стратегического управления
n Единство стратегических планов и программ
n Создание необходимых условий для реализации стратегии
I этап – с 1900-1950гг. В этот период долгосрочные планы не выполнялись, ограничивались лишь составлением ежегодных финансовых смет-бюджетов. Бюджеты составлялись по производственно-хозяйственным функциям. (маркетинг, строительство) и по отдельным структурным единицам. Бюджетирование отличается краткосрочным характером и внутренней направленностью. Заботой менеджеров является текущая прибыли и структура затрат.
II этап – Долгосрочное планирование. С 1950-1970 гг. Стержневая идея метод составления прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. Прогноз базировался на основе продаж предыдущих лет.
Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, которые препятствуют развитию фирмы
III этап – 1970-1990гг. Стратегическое планирование рассматривалось как процесс формулировки стратегии на период жизненного цикла товара по его этапам с разъяснением роли каждого члена организации или каждого подразделения.
Необходимость стратегического планирования возникла от того, что долгосрочное планирование работает в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды и жесткой конкуренцией. В основе стратегического планирования поставлен анализ как внутренних, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики деятельности организации.
IV этап – Стратегически менеджмент рассматривался как комплекс не только стратегии управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкурентных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которая может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей общего направления развития