Стратегические управленческие решения

Содержание и структура стратегического управления

Система реализации функций включает комплекс взаимосвязанных процессов: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реализация стратегии, контроль и оценка выполнения стратегии.

5.1. Анализ среды

Анализ средыявляется отправным моментом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, а также для выработки стратегии развития.

Стратегический анализ является способом реализации системного и ситуационного подходов при изучении факторов, влияющих на деятельность фирмы и определяющих весь процесс стратегического управления.

Задачей анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. Анализ среды предполагает изучение внешней и внутренней среды фирмы

1.1.Анализ внешней среды позволяет фирме:

обозначить главные экономические характеристики отрасли

определить движущие силы отрасли

провести оценку сил конкуренции и конкурентной позиции предприятий в отрасли

спрогнозировать вероятные действия ближайших конкурентов

определить ключевые факторы успеха

оценить перспективы развития отрасли

Анализ внешней среды позволяет фирме не только спрогнозировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разработать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств, стратегию развития фирмы

1.2.Анализ внутренней среды

Анализ внутренней средыфирмы вскрывает те возможности, тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своих целей.

Анализ состояния фирмы позволяет:

- оценить существующие в организации стратегии

- провести SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон фирмы, внешних угроз и возможностей, связанных с изменением среды

- выполнить сравнительную оценку конкурентного положения фирмы и структуры собственных затрат и конкурентов

5.2. Определение миссии и целей фирмы

Процесс определения миссии и целей фирмы включает три основных подпроцесса:

формировании миссии фирмы, которая в концентрированном виде выражает предназначение фирмы, смысл ее существования

формирование долгосрочных целей. Цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и с созданием соответствующих конкурентных преимуществ

формирование краткосрочных целей организации, которые должны вытекать, корреспондироваться с долгосрочными целями фирмы

5.3. Выбор стратегии

Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления, который занимает ключевое место. Здесь на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяется позиция предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы (стратегии) их решения

5.4. Реализация стратегии

На данном этапе осуществляется реализация ранее принятых решений, всей стратегии.

Здесь стратегическое управление смещается в сторону практических мероприятий — распределения работ, ответственности за составление планов, графиков, способов выполнения работ. Организация меняет свой облик: вносятся изменения в сложившуюся систему ценностей, организационную структуру…

Успешная реализация стратегии возможна при соблюдении следующих условий:

- своевременное и качественное доведение цели, стратегии и планов до работников фирмы для достижения понимания и вовлечения в процесс выполнения стратегий

- разработка системы стимулов реализации стратегии

- деятельность руководства по организации выполнения стратегии, выделение необходимых ресурсов

- проведение необходимых стратегических изменений в фирме, позволяющих ей адаптироваться к внешней среде

5.5. Контроль реализации стратегии

Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии.

Основными задачами контроля являются:

- обеспечение стратегического контроля необходимой информации

- установление системы показателей, по которым осуществляется контроль

- формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений

- проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии

В основе стратегического управления лежит принятие менеджером стратегических решений. Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

- ориентированы на будущее;

- сопряжены со значительной неопределенностью и высокой степенью риска;

- связаны с вовлечение значительных ресурсов;

- носят инновационный характер.

Примерами стратегических решений могут быть следующие:

- реконструкция предприятия;

- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

- выход на новые рынки сбыта;

- приобретение, слияние предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: