Стратегический менеджмент — это управленческая деятельность по выработке и реализации решений, направленных на полное и эффективное использование имеющихся ресурсов и принимаемых с учетом максимально возможного числа факторов, влияющих на результаты деятельности организации как в современных условиях, так и на дальнюю перспективу.
Стратегическое управление затрагивает широкий круг важных организационных решений по проблемам, ориентированным на будущее, связанным с генеральными целями организации и находящимся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предметом стратегического планирования и управления являются следующие проблемы.
1. Прямо связанные с генеральными целями организации. Генеральные цели ориентированы на будущее и, как правило, направлены на повышение эффективности деятельности путем обеспечения взаимосвязи целей, ресурсов и результатов, поэтому решения о создании новых или ликвидации старых производств, освоении новой продукции, технологии или рынков носят стратегический характер. Решения, относящиеся к экономии материальных, энергетических или трудовых ресурсов, носят частный характер и не относятся к стратегическим.
|
|
2. Связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но сегодня отсутствует или имеется в недостаточном объеме. В практике управления решение относится к стратегическим, если планируются разработка и выпуск новой продукции, приобретение нового для организации технологического оборудования, приглашение нового персонала (новых специалистов) и т. д.
3. Связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов, поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии и направления развития, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации. Постоянный мониторинг внешней среды — важное условие эффективности и конкурентоспособности организации.
Формирование стратегии осуществляется следующим образом. Сначала формулируют стратегическую цель; оценивают рыночные возможности и ресурсы организации, создают общую концепцию стратегии и в ее рамках варианты для обсуждения. Затем варианты дорабатывают, анализируют и оценивают. Лучший из них принимают в качестве базового, он служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.
|
|
На выбор стратегии оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы.
• Вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация. В первую очередь здесь принимают во внимание уровень конкуренции со стороны организаций, производящих аналогичную или заменяющую продукцию и поставляющих ее на одни и те же рынки.
• Состояние внешнего окружения. Стабильно оно или подвержено частым изменениям, насколько предсказуемы эти изменения?
• Характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации.
• Уровень риска как реального фактора деятельности организации. Слишком высокая степень риска может привести к краху, поэтому перед руководством всегда стоит вопрос, какой уровень риска допустим.
• Внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны. Сильные функциональные зоны организации способствуют успешному использованию открывающихся возможностей, слабые требуют постоянного внимания руководства при выборе стратегии, ее реализации, чтобы избежать потенциальных угроз и успешно конкурировать с другими организациями.
• Опыт реализации прошлых стратегий — связан с человеческим фактором, психологией людей. Он может носить как позитивный, так и негативный характер. Часто руководители сознательно или интуитивно находятся под влиянием опыта реализации стратегий, выбранных организацией в прошлом. Опыт позволяет, с одной стороны, избежать повторения прошлых ошибок, с другой — ограничивает выбор.
• Фактор времени — при принятии управленческих решений
играет важную роль. Он может способствовать успеху или неудаче
организации. Прекрасные стратегия, новые технология, товар не
приведут к успеху, если они будут заявлены на рынок не вовремя,
а напротив, вызовут большие потери и даже банкротство.
Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.
Стратегические альтернативы — это набор различных частных стратегий, позволяющих достичь стратегических целей организации во всем их многообразии, в рамках выбранной базовой стратегии и ограниченных ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.
Выделяют два направления развития стратегического менеджмента. Первое — регулярное стратегическое управление — представляет собой логическое развитие стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии; реализации стратегии. Суть этого направления — в управлении стратегическими возможностями организации. Оно получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.
Второе направление называют стратегическим управлением в реальном масштабе времени и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу, она вынуждена параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления предполагает четыре подхода к проблеме:
принудительный;
адаптивный;
кризисный;
управление сопротивлением.
• Метод принудительного проведения преобразований используется в условиях острого дефицита времени, когда требуется незамедлительная реакция, и предусматривает применение силы для преодоления сопротивления. Принудительное проведение преобразований — процесс дорогостоящий и нежелательный в социальном аспекте, но он дает преимущество во времени стратегического реагирования.
|
|
Трудности в использовании этого метода следующие: отсутствие до начала перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление; в результате процесс организационных преобразований может потерпеть крах еще до появления новой стратегии; неспособность предвидеть источники и силу сопротивления; возникает замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки; в этом случае процесс преобразований обречен на провал;
неспособность устранить первопричину сопротивления; преждевременные структурные перемены и в результате замедление темпов преобразований;
игнорирование указаний по внедрению изменений и, как итог, саботаж преобразований;
непонимание необходимости повышать компетентность и создавать новый управленческий потенциал; в таком случае преобразования приносят в жертву текущим производственным проблемам, снижается качество стратегических решений.
• Адаптивные изменения — это постепенные незначительные перемены, которые в течение длительного времени оказывают воздействие на традиционные критерии, структуру власти и компетентность управляющих. Этот процесс, на который не может воздействовать высшее руководство организации, социологи называют органической адаптацией. Она возникает как реакция на постоянные воздействия извне или на неудовлетворительные производственно-хозяйственные показатели организации, или, реже, проводится творческими силами внутри организации. Постепенная адаптация обычно осуществляется методом проб и ошибок.
Даже если преобразования осуществляются в течение длительного времени, в любой конкретный момент сопротивление, хоть и слабое, но все же будет, так как даже при незначительных отклонениях от исторически сложившихся направлений возникают организационные конфликты. Они разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве организации.
|
|
Процесс адаптивных изменений медленный, но он имеет и положительные стороны — сопротивление в каждый конкретный момент незначительно. Этим приемом продолжают пользоваться, так как он дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у их сторонников нет административной власти.
Адаптивные преобразования должны подкрепляться соответствующей мотивацией. Для этого требуются прежде всего изменения в настроении, образе мышления и расстановке сил. Затем следуют организационные изменения, необходимость повышать компетентность, наращивать управленческий потенциал. Стратегия реально может измениться лишь тогда, когда организация к этому готова и желает этого.
• Управление кризисной ситуацией применяют в тех случаях, когда изменение во внешней среде угрожает существованию организации и она находится в жестком цейтноте.
В случае кризиса сопротивление уступает место поддержке и, хотя решения еще неочевидны, цейтнот нарастает. Первоочередная задача высшего руководства — не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники, быстрые и эффективные.
Однако по мере выхода из кризисного положения руководство должно предвидеть возобновление сопротивления, которым обычно сопровождаются первые признаки выхода из кризиса, и предупредить его.
• Управление сопротивлением. Это промежуточный подход, который может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Его можно применять, когда времени больше, чем необходимо для принудительных изменений, но меньше, чем необходимо для адаптивных.
Продолжительность процесса преобразований подгоняют под имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному методу, с уменьшением — к адаптивному. Это свойство приобретается благодаря использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяют на этапы, в конце каждого этапа происходит реализация определенной программы внедрения.
Преимущество метода управления сопротивлением состоит в том, что он подгоняет ответные меры организации к началу процессов во внешней среде и одновременно учитывает реальное распределение власти внутри нее. Недостаток состоит в том, что этот метод сложнее двух других. Более того, он требует постоянного внимания со стороны высшего руководства.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Стратегическое планирование представляет собой действия и решения, предпринятые руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, помогающих организации достичь своих целей. Стратегическое планирование способствует принятию управленческих решений по комплексным проблемам деятельности организации:
определению направлений и размеров инвестиций и источников их финансирования;
внедрению технических новшеств и прогрессивной технологии;
диверсификации производства и обновлению продукции;
совершенствованию управления организации в целом и по отдельным ее подразделениям, кадровой политике.
Предпосылками возникновения стратегического планирования послужили:
стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные современным этапом НТП и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, углубляющейся дифференциации потребностей, резком усилении конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
интернационализация деловой жизни, широкая доступность научно-технической и экономической информации, стремительное нарастание ее объема;
принципиальное изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.
Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость путей развития организации и ее окружения и неопределенность даже сравнительно близких перспектив. Способ частичного ослабления или преодоления этой неопределенности — составление стратегических планов.
С организационной точки зрения стратегическое планирование играет двоякую роль: служит связующим звеном между организацией и ее внешней средой, обеспечивающим соответствие ее деятельности внешним условиям; интегрирует и координирует усилия, направленные на это. Его главный результат — принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности организации, а также создание эффективных предпосылок для оперативного и текущего планирования.
В стратегическом планировании выделяют четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов включает распределение фондов, дефицитных управленческих кадров и технологического опыта.
Адаптация к внешней среде. Этот вид управленческой деятельности следует понимать в широком смысле. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с окружением. Необходимо адаптироваться как к благоприятным внешним возможностям, так и к опасностям, выявить соответствующие варианты, обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для учета сильных и слабых сторон организации в целях достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Организационное стратегическое предвидение — предусматривает систематическое изучение менеджерами прошлых стратегических решений. Способность менеджеров учиться на опыте дает возможность правильно скорректировать стратегическое направление организации и повысить качество управления.
Рис. 21. Процесс стратегического планирования
Динамичная природа организаций затрудняет введение единой специфической модели процесса планирования. На рис. 21 показаны наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия.
Цель стратегического планирования — дать комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития на плановый период.
В основе разработки стратегического плана:
• анализ перспектив развития организации, задача которого — выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
• анализ позиций в конкурентной борьбе, позволяющий определить, насколько конкурентоспособна продукция организации на разных рынках и что она может сделать для улучшения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
• выбор стратегии на основе анализа перспектив развития организации по различным видам деятельности и определение их алгоритмов с точки зрения эффективности и обеспеченности ресурсами;
• анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов и определение ожидаемых результатов.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что она должна соответствовать потенциалу организации.
Качество стратегических планов определяется глубиной и широтой применяемых научных подходов и принципов планирования.
Рассмотрим принципы стратегического планирования.
Преемственность стратегического и текущего планов означает, что текущие планы или разделы бизнес-плана должны повторять основные разделы стратегических. Число плановых показателей в краткосрочных планах должно быть больше, чем в стратегических: чем ближе горизонт планирования, тем больше плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии организации, они могут быть только более жесткими и выгодными в текущий момент.
Социальная ориентация предусматривает решение наряду с техническими, технологическими, экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям экологии, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования организации, а также социального развития коллектива.
Ранжирование объектов планирования по важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, сначала необходимо направить ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольшую долю в программе организации.
Адекватность плановых показателей действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность с параметрами внешней среды системы менеджмента достигается с помощью анализа динамики этих параметров и исследования их влияния на плановые показатели.
Вариантность обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбором оптимального с наименьшими затратами.
Сбалансированность предусматривает преемственность баланса показателей по иерархии, например функциональной модели объекта, стоимостной модели, баланса поступлений и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.
Экономическая обоснованность — один из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация систем планирования — применение современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе классификации, ее единство и учет изменений по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу лицу, принимающему решение.
Обеспечение обратной связи предполагает возможность лица — потребителя планов («выход» системы планирования) представлять предложения об их изменении (корректировке) разработчику.
Учесть все рассмотренные принципы стратегического планирования очень трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, обладающие квалифицированными кадрами, современными информационными технологиями и необходимыми ресурсами. Важно отметить, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода разработки прогнозов), повышение их качества за счет увеличения числа соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.
Контрольные вопросы и задания
1.Чем обусловлено возникновение стратегического менеджмента организацией?
2.Какие вы знаете виды стратегий?
3.Что такое стратегическое управление?
4.Перечислите требования, предъявляемые к менеджеру, отвечающему за проблемы стратегического характера.
5.Назовите объекты стратегического управления и связанные с ними виды стратегий.
6.Какие проблемы развития организации относятся к сфере стратегического управления?
7.Какие два направления развития стратегического управления выделяют, чем они различаются?
8.Назовите основные принципы планирования.