Этап
Этап
Этап
Эволюция территориальных основ
Лекция №6 от 23.09.2011
Содержание устава МО. Ст. 43-44 ФЗ 131.
Федеральный законодатель определил вопросы, которые обязательно должны содержаться в уставе МО.
v Организационные – наименование МО, перечень, порядок внесения изменений и дополнений в устав. Территорию и границы МО определяет закон субъекта, так как это его исключительные полномочия.
v Осуществление МСУ органами власти и населения
- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения – глава 5.
- формирование, структура и порядок МСУ – глава 6.
- закрепляет наиболее оптимальную модель организации МВ в данном МО. Обязательно ПО, ГМО и МА, все остальные органы – по усмотрению.
- наименование и полномочия ОМСУ и ДЛ.
- порядок прекращения полномочий.
- виды и порядок принятия МПА.
- срок полномочий ПО, депутатов и иных выборных ДЛ.
- ответственность ОМСУ и ДЛ, виды, основания и порядок реализации.
|
|
В уставе не должны содержаться положения, закрепляющие гарантии МСУ, так как они закрепляются федеральным и региональным законодательством.
v Экономические основы – порядок формирования, утверждения и исполнения М бюджета, порядок контроля за исполнением местного бюджета.
v Иные – перечень вопросов является открытым,поэтому уставоммогут регулироваться иные вопросы организации МСУ в соответствии с законами РФ, Субъекта. Например, официальные символы, порядок проведения публичных слушаний, собраний, конференций, порядок и сроки рассмотрения обращений граждан.
Тема «Территориальная основа организации МСУ (гл. 2)»
Территориальная организация МСУ - это упорядоченная организация в целях обеспечения эффективности МСУ, его функционирования в рамках определенной территории с четко установленными границами
По закону СССР 1990 года «Об общих началах МСУ и местном хоз-ве в СССР» и закону РСФСР 1992 года «О МСЦ в РСФСР» был определен исключительный перечень административно-территориальных единиц, в которых осуществлялась местная власть: города, районы, районы в городах, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты. Принципы адм-территориального устройства были перенесены на систему МСУ.
26.10.1993 - указ президента «О реформировании системы МСУ. Появился ФЗ-154 от 28.08.1995. По этим НПА в основу реформирования территориальной организации был положен поселенческий принцип организации МСУ, т.е. МСУ осуществляется в отдельных населенных пунктах - городских и сельских поселениях, а также иных населенных территориях.
В этот период устанавливается поселенческий принцип, но адм-территориальные единицы не вытесняются абсолютно.
|
|
ГК 1994 вводит новое понятие "МО", связывая эту территорию с осуществлением МСУ.
Закон 131 - субъекты федерации сохраняют как поселенческий принцип, так и районный уровень муниципальной власти на всей территории, поскольку выстраивается двухуровневая структура территориальной организации МСУ.
На первом уровне - городские и сельские поселения - низший уровень; на втором - муниципальный район.
Наличие обоих уровней обязательно для осуществления МСУ. Исключения составляют городские округа.
Несмотря на объединения городских и сельских поселений в муниципальный район, подчинение одного МО другого не допускается. Все эти территории самостоятельны.
Цель объединения:
1. Усилить взаимодействие и сотрудничество между территориями (органы поселений могут заключать договор с органами муниципального района о взаимной передаче друг другу полномочий; могут учреждать межмуниципальные хоз.общества, некоммерческие организации, фонды для решения вопросов местного значения)
2. Установить специализацию полномочий МО первого и второго уровней
• К РФ определила, что МО - это городское и сельское поселение.
• ФЗ-154: МО - городское и сельское поселение, иная территория, в границах которой осуществляется МСУ, сформированы органы МСУ, определена муниципальная собственность и есть местный бюджет.
• ФЗ-131 не дает определения МО, он устанавливает виды МО, при этом использует два основных критерия: организационный (наличие органов МСУ и их компетенция) и материальный (наличие муниципальной собственности и бюджета).
МО являются:
1. Городское поселение.
2. Сельское поселение.
3. Муниципальный район.
4. Городской округ.
5. Внутригородская территория городов федерального значения.
МО - это территориальное объединение граждан, созданное в целях осуществления МСУ
Существенным элементом статуса МО является:
1) единая территория.
2) население.
3) властные полномочия по осуществлению МСУ.
4) наличие органов МСУ.
5) местный бюджет.
6) муниципальная собственность.
7) символика.
8) устав МО.
Классификация МО:
• По географической зоне расположения.
• По размеру территории.
• По численности населения.
• По наличию правового статуса.
• По наличию вопросов местного значения (ст. 14,15,16)
• По наличию органов МСУ и их структуры (гл 6).
Территория МО устанавливается в соответствии с законами субъекта, но федерация определяет критерии к установлению границ МО, которые устанавливают субъекты.
Что должно учитываться при создании МО:
• Местные традиции.
• Величина территории.
• Национальный состав.
• Тип поселений и их число.
• Географические особенности.
• Миграционные процессы и иные соц-значимые факторы.
• Численность населения соответствующих поселений.
• Транспортная инфраструктура.
• Пешеходная и транспортная доступность административного центра.
Общим критерием для решения вопросов создания, упразднения МО либо изменения их границ является учет мнения населения
К 1 марта 2005 года все субъекты РФ должны были преобразовать МО с учетом критериев, предложенных законодателем