Местные бюджеты

Финансовая база местных органов власти — их бюджеты. Пре­доставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и ис­полнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

• формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределении и использовании этих фондов между отрасля­ми народного хозяйства;

• контроле за финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в пер­вую очередь в распределении общегосударственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. В ос­нове распределения общегосударственных денежных ресурсов меж­ду звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоя­тельности местных бюджетов, их государственной финансовой под­держки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от феде­ральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмот­ренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципаль­ной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении органов местно­го самоуправления.

В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирова­ние осуществления отдельных государственных полномочий, пере­даваемых органам местного самоуправления; ассигнования на фи­нансирование реализации органами местного самоуправления фе­деральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на ком­пенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормати­вам, которые установлены федеральными законами, законами субъ­ектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Неналоговые доходы местных бюджетов. Эти доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных Унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вправе вво­дить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставлен­ных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обя­зательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюдже­ты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации и соблюдении предельного размера де­фицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Расходная часть местных бюджетов. Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных орга­нов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Уве­личение числа поселений, осуществление мероприятий по разви­тию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустрой­ства населенных мест влекут расширение расходов местных бюдже­тов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

• содержание органов местного самоуправления;

• формирование муниципальной собственности и управление ею;

• организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

• организация, содержание и развитие муниципального жи­лищно-коммунального хозяйства;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюдже­тов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяй­ство — 20% всех расходов.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не оди­накова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предпри­ятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расхо­дов приходится на финансирование социально-культурных меро­приятий.

Одним из главных направлений использования финансовых ре­сурсов должно быть финансирование развития местной производст­венной базы как основы для получения в будущем собственных до­ходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть соци­ально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений на­родного образования и здравоохранения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: