Проблема человека в экзистенциальной философии

План.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Н.Ф. Федоров.

«Философия общего дела». Сыны человеческие через объединение для воскрешения отцов (патронификацию) это соборное «общее дело» реализуют посредством современной науки, которая, раскрыв связь между атомами и молекулами, укажет пути управления жизнью. Овладение космосом необходимо для размещения воскресших отцов. Астрономия – первична среди других наук.

Соловьев (идеолог русского космизма), П. Флоренский.

Таким образом, философская мысль России 19 –20 веков стояла на уровне задач своего времени, отражая основные закономерности и тенденции бытия и познания, оказывая большое влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

1. Иррационалистическая программа западной философии второй половины 19 – начала 20 века. Философия жизни и психоаналитическая философия.

2. Проблема человека в экзистенциальной философии.

3. Сциентизм как новая форма рационализма.

4. Позитивистская философия.

5. Религиозная философия.

1. Иррационалистическая программа западной философии второй половины 19 – начала 20 века. Философия жизни и психоаналитическая философия.

Философия конца XIX – ХХ в. включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ, концепций. В ней представлены как образы классического типа философии, так и неклассического.

Классическая западная философия была ориентирована на познание природы и общества с целью их разумного преобразования. Ей был присущ культ разума, выражающийся в обосновании разумности мира и несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума в достижении высочайшего уровня развития человека, установления справедливого общественного устройства. Однако социокультурные процессы конца XIX – нач. ХХ в. (гражданская война, террор, революционные события) выявили глубокие противоречия в идеях классической философии. Общество, основанное на «принципах разума», на практике оказалось неразумным и нечеловечным.

Философы обращают свой взгляд к сфере иррационального.

Иррациональное – это лежащее за пределами постигаемого разумом, не доступное постижению в рамках логического мышления. Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) противопоставили противоположный – мир неразумен, человеком управляет не разум, а сильная воля, инстинкт страха и отчаяния, история иррациональна.

Для того чтобы разобраться в калейдоскопе систем и учений, мы выделим для изучения три основные тенденции:

1. Сциентистская тенденция связана со стремлением превратить философию в специальную науку и освободиться от вопросов мировоззренческого порядка. Представлена различными формами аналитической философии, позитивистской и постпозитивистской, технократическими концепциями.

2. Иррационалистическая или антисциентистская тенденция (исходит из того, что наука подавляет иные, вненаучные формы сознания и познания, игнорируя негативные социальные и природные процессы). Представленная философией жизни, экзистенциальной, психоаналитической философией.

3. Умозрительно-метафизическая тенденция связана с представлениями о философии как «абсолютной науке», выявляющей глубинные основания бытия и познания. Считается, что философия развертывает свое содержание независимо от фактов и законов специальных наук. (Неотомизм, персонализм, неопротестантизм).

В ХХ веке иррационализм превратился в доминирующую тенденцию западной философии.

Особенно ярко иррационалистические тенденции проявились в «философии жизни», экзистенциальной философии и психоаналитической философии.

Теоретическим источником «философии жизни» является философская концепция А. Шопенгауэра (1788 – 1860 гг.). Книга «Мир как воля и представления». В основе мирового процесса, по его мнению, лежит феномен воли. Утверждается примат воли по отношению к разуму. Воля, т. е. мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания. По Шопенгауэру воля независима от контроля со стороны разума, это абсолютное хотение, которое не имеет ни причин, ни основания. Воля – первоначало и абсолют.

Ф. Ницше (1844 – 1900) («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра»), испытывавший сильное увлечение идеями Шопенгауэра, также в центр своей философии помещает волю – «волю к власти».

«Жизнь» - у Ницше - вечное движение, становление, постоянное течение. У становления по Ницше нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое.

Все процессы как физической, так и духовной жизни предстают как различные модификации воли к власти, могуществу. Воля к власти не только определяющий стимул деятельности человека, у Ницше это суть жизни как таковой. «Из-за чего деревья первобытного леса борются друг с другом?» - спрашивает Ницше и отвечает: «Из-за власти!».

Идеи Ницше оказали влияние на последующее развитие всей европейской философии.

Несомненная заслуга в исследовании различных форм психики принадлежит З. Фрейду и всей его школе (психоанализа). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) – австрийский психолог, невропатолог, основатель психоанализа.

Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но, тем не менее, реальнозначимая и отличающаяся от процессов сферы сознания.

Фрейд в своей знаменитой работе «Я и ОНО» (1923) развертывает структурную концепцию психики, выводящую психическую динамику из взаимодействия трех начал – Я, ОНО, СВЕРХ-Я».

Бессознательное ОНО – это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов» – здесь происходят скрытые душевные движения, безотчетные влечения человека.

Сознательное Я – посредник между ОНО и внешним миром. Задачей сознательного Я является удовлетворение импульсов ОНО, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности.

За соблюдением этих требований следит сверх-Я. Сверх-Я может выступать в роли совести или бессознательного чувства вины.

В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, подвержено угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений ОНО и строгости сверх-Я. И, как говорит Фрейд «несчастное Я» не является господином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами.

Человек руководствуется в жизни двумя принципами:

1. «принцип удовольствия» (это когда бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия).

2. «принцип реальности» (корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения).

Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией.

Бессознательное подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность разумного Я – принципу реальности.

Взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, психологию, первой половины ХХ века.

В 20 веке мыслители осуществляют «поворот к человеку».

У истоков антропологического поворота стоял философ 19 века Серен Кьеркегор (1813 – 1855). Задача новой философии в том, чтобы вглядеться, вчувствоваться в человеческую жизнь, человеческие страдания. Начало экзистенциализма в России в учениях Н. Бердяева и Л.И. Шестова. После первой мировой войны он получает распространение в Германии: К. Ясперс (1883 – 1969), М. Хайдеггер (1889 – 1976). Франция представлена Ж.П. Сартром (1905 – 1980), А. Камю (1913 – 1960), Г. Марселем (1889 – 1973).

Экзистенциализм – «философия существования». Основная тема – духовный мир человека, судьба личности в современном мире.

Экзистенциализм представлен двумя направлениями: светский (Сартр, Хайдеггер, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель).

По Хайдеггеру научный метод познания эффективен только при познании внешнего мира, для изучения человека он не годится, т. к. человек – особый вид бытия, он осознает свое существование. Единственный способ постижения существования – пережить это существование.

Существование – пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Для выражения смысла человеческого существования используется термин «экзистенция». Экзистенция выражает сущность существования, неповторимость, уникальность человека, его судьбы. Существование представляет человека таким, какой он есть, экзистенция указывает на заложенный в нем потенциал.

Экзистенциализм исходит из того, что на все, происходящее вокруг, человек реагирует, прежде всего, эмоционально, а не теоретически и интеллектуально. Отсюда интерес к таким фактам повседневного существования, как страх, тревога, забота и т. д.

Одной из центральных проблем экзистенциализма является проблема свободы, своеобразное понимание которой дал Ж.П. Сартр.

Существование человека предшествует его сущности – это принцип, лежащий в основе обоснования свободы. В этом отличие человека. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Из желудя может вырасти только дуб, кошка рождается кошкой. Здесь сущность предзадана заранее, затем приобретается существование.

Человек же сначала существует и лишь затем себя определяет. Человек неустанно создает себя из ничего, поэтому он всегда свободен. Человек «обречен на свободу». Человек есть то, чем он стремится быть. Все, что делает человек, зависит от его индивидуального выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: