VI. Итог занятия и оценка деятельности детей
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях.
Соотношение звука с буквой.
Развитие фонематического слуха.
Акустико-артикуляционный образ звука.
Объявление темы.
Логопед: «Сегодня мы с вами узнаем, какая бывает осень и познакомимся со звуком А».
Изолированное произношение звука А с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рот широко
открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами.
Характеристика звука А. Звук А — гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета.
На доске выставлены картинки: дуб, клен, береза, осина, сосна, каштан. Нужно отобрать те, в которых есть звук А. Звук А в словах произносится
логопедом утрированно.
Буква А, буква А —
Алфавиту голова
Знает Вова,
Знает Света,
А похожа на ракету. (В. Степанов)
Логопед предлагает детям найти букву А в разрезной азбуке среди других букв и выложить ее из счетных палочек.
— Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
— Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.
— Звуковой анализ слов типа МАК.
— Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.
— Определение места звука в слове.
— Составление предложений, деление на слова, запись графической схемы.
IV. Физкультминутка. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | Стоят на месте |
■удем листья собирать | Приседать. |
Листья березы Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, | Руки перед собой. Изобра- жать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга. |
Листики дуба мы соберем, | Встать. Руки сжать в замок. |
Маме осенний букет отне- сем. | Шагать на месте. |
На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень».
Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается. Логопед читает стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое У березы на плечах.
У калины и рябины Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины Красотой своей горды.
Все деревья облетели Зеленеют только ели
Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот.
Логопед просит соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к какому периоду осе- ни относится и почему?
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? (Обозначается красным цветом.) Какие осенние месяцы вы знаете?
VII. Домашнее задание К 11НЯТИЮ 2 (альбом 1, с. 2).
Звуковой анализ слое суп, сад с выкладыванием графической схемы.
Игра «Хлопай, не зевай» - хлопать на слово, в котором присутствует мук У, звук А.
Поделить на слоги слова: утка, утю*, кубик, труба, дача, ipyuia, Определить ударный слог, а затем определить место звуков У и А в этих словах.