Содержание банковского маркетинга,
Отличие банковского маркетинга от маркетинга в промышленности
Промышленный маркетинг | Банковский маркетинг |
Материальное производство | Сфера услуг – нематериальное производство |
Вторая половина ХIХ века – формирование рынка покупателя | 1960-года – формирование рынка клиента |
Продукция в физической (материальной) форме | Кредитно-инвестиционные и денежные ресурсы |
маркетинговый первопроходец | Опирается и вбирает уже накопленный опыт |
В материальных благах нуждаются все | Особенность банковской системы: покрывает густой сетью всё национальное хозяйство через механизм денежного оборота и депозитно - кредитных и иных отношений |
Источник прибыли - потребитель - через реализацию товара | Источник прибыли - физические и юридические лица через посреднические депозитно-кредитные операции |
Особенности маркетинга в банковской сфере
1) обусловлены спецификой банковской продукции – нематериальный характер = потребление в момент предоставления
|
|
2) промышленно-торговые компании продвигают на рынок новые и уникальные товары, на освоение и выпуск которых конкурентам потребуется десятилетие.
· На банковском рынке временного преимущества нет.
· Конкуренты способны выйти на рынок с подобной услугой в течение короткого времени и при этом экономят ресурсы, поскольку выходят на уже раскрученный рынок, так как банк-новатор вкладывает значительные средства в развитие рынка конкретной услуги.
· К тому же из-за финансовой слепоты клиент не может увидеть и понять различия между похожими продуктами и ориентируется на условия предоставления того или иного продукта.
3) депозитно-кредитными операциями
эффективность БМ слагается из суммы всех матриц
В ряде банках действуют факторы, ограничивающие эффективность маркетинга. Важнейшим из них являются
1) Формальный подход к организации маркетинга, который не стал философией банка;
2) низкие расходы на маркетинг, которые у банков составляют менее 2% общих издержек против 15% у компаний, производящих товары массового потребления;
3) традиционная организационная структура банков не позволяет им осуществлять стратегию маркетинга, ориентированную на клиента;
4) низкая культура сотрудников
Недостатки структуры банка проявляются на всех уровнях:
· дирекция маркетинга и другие подразделения маркетинговой службы банка, как правило, структурированы по отдельным типам банковских продуктов, по которым разрабатываются планы маркетинга,
|
|
· эти планы часто не скоординированы с соответствующими планами по другим банковским продуктам, хотя все эти планы могут быть ориентированы на одни и те же группы клиентов;
· многочисленные сети распределения и сбыта банковских продуктов и услуг (отделения, агентства, системы подписки и др.) часто преследуют конкурирующие между собой коммерческие цели;
· каждый отдел банка, непосредственно контактирующий с клиентами, концентрирует усилия на "своих" операциях и контроле над "своими" издержками, не координируя деятельность с другими подразделениями.