Важно!!!
Все четыре элемента комплекса маркетинга – матрицы 4Р являются
· контролируемыми инструментами
· взаимосвязаны между собой
· влияют на динамику спроса,
· а не просто факторами, влияющими на маркетинг
Эти маркетинговые инструменты были выделены из многих других прежде всего потому, что их использование оказывает непосредственное влияние на спрос и может стимулировать потребителей к совершению покупок.
Все элементы матрицы Маккарти 4Р непосредственно влияют на динамику спроса
Product - товар – 1) нет товара и тогда все остальные
элементы не нужны
2) мало товаров – спрос превышает
предложение, цены растут и наоборот
Price - цена - меняется в зависимости от соотношения спроса
и предложения
Рlace - рынок – где и когда продавать
Promotion - продвижение – методы убеждения и побуждения
к совершенствованию покупки
Другие маркетинговые инструменты позволяют проводить исследования: SWOT-анализ сильных и слабых сторон компании, сегментирование и другие инструменты способствуют косвенно повышению спроса на товары и услуги, но не оказывают прямого воздействия на спрос
|
|
Сбор и обработка данных, SWOT -анализ, исследование и сегментирование рынка не увеличивают сами по себе спрос. Но полученные результаты проведенных операций позволяют скорректировать применение того или иного элемента матрицы.
Недостаток матрицы 4Р
· односторонний подход
· отражает интересы и процесс мышления производителя, продавца
· игнорирует интересы потребителя-клиента
Матрица 4Р
· оказывает прямое воздействие на рынок
· это товарно-продуктовая матрица, отражает интересы и образ мышления предпринимателя и
· не учитывает специфику потребителя-клиента
этот недостаток матрицы 4Р нейтрализован неоклассической матрицей 4С, отражающая интересы покупателя
customer (value) – потребитель и ценность, полезность
costs (customer) - расходы
convenience (customer) – доступность товара, услуги
communication (customer) – информация о товаре, услуге
Интересы и мышление покупателя в концентрированном виде отражает неоклассическая матрица 4С, где
1) customer value – полезность, ценность товара для потребителя (сustomer needs and wants покупательские нужды и потребности)
2) сost to the customer - цена как расходы потребителя, покупательские затраты
3) convenience to the customer – место как доступность товара для потребителя, удобство
4) communication to the customer - продвижение как информированность потребителя о наличии данного товара, услуги
Матрица 4С отражает интересы потребителя и говорит бизнесу, что покупателю - клиенту необходимы ценность, низкая общая стоимость, удобство и коммуникации, а не продвижение
|
|
Матрица 4С позволяет добиться совершенствования баланса внутренней и внешней маркетинговой среды и отражает приоритет предпочтения потребителей, действующий на всех без исключения этапах процесса производства и реализации товаров и услуг
Уязвимая позиция матрицы 4С
1) матрицы 4С к обязательным факторам относит поставщиков, конкурентов, контактные аудитории, но эти факторы, как показывает практика, не являются определяющими;
2) матрица 4С направлена на управление потребителем, что заранее обречено на провал, поскольку потребитель как фактор внешней среды практически не поддается управлению
Аналогичную роль с матрицей 4С выполняет и матрица 4А