Матрица 7С
Матрица 4С
Матрица 7Р
Матрица 6Р
Матрица 5р
Матрица Маккарти - Матрица 4Р
Матрица Клюитта
1) product – товар
2) price – цена
3) distribution – дистрибуция
4) promotion - продвижение
1) Product - товар
2) Price - цена
3) Рlace - рынок
4) Promotion – продвижение
1) Product - товар
2) Price - цена
3) Рlace - рынок
4) Promotion – продвижение
5) Р – people - люди-потребители
1) Product - товар
2) Price - цена
3) Рlace - рынок
4) Promotion – продвижение
5) Р – people - люди-потребители
6) Р - public opinion formation, public relations - формирование общественного мнения
1) Product - товар
2) Price - цена
3) Рlace - рынок
4) Promotion – продвижение
5) Р – people - люди-потребители
6) Р - public opinion formation, public relations - формирование общественного мнения
7) Р - political power, politics - политическое влияние
1) customer (value) – потребитель и ценность, полезность
2) costs (customer) - расходы
3) convenience (customer) – доступность товара, услуги
4) communication (customer) – информация о товаре, услуге
С-1 – клиент,
С-2 – кадры,
С-3 – коммуникация,
С-4 – координация,
|
|
С-5 – качество услуг,
С-6 – конкуренция,
С-7 - культура
1) awareness – осведомленность
2) acceptability - приемлемость
3) affordability - доступность
4) accessibility - легкость приобретения
Нил Борден
Первоначально предложенный Нилом Борденом маркетинговый комплекс состоял из 14 элементов. Возможность пополнить этот список существует всегда. Проблема не в том, какие инструменты составляют комплекс маркетинга, а в том, какие именно инструменты наиболее важны.
Сегодня возрастает роль и значение рекламы, связи с общественностью, прямого маркетинга.
Маркетинговый комплекс (marketing mix) – набор основных компонентов маркетингового воздействия, поддающихся контролю со стороны компании и используемых ею при продаже товара в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию рынка.
В процессе развития маркетинга матрицу 4Р адаптировали к новым рыночным условиям. Адаптация ограничивалась добавлением очередного «Р» к матрице 4Р Маккарти.
Один из известнейших теоретиков маркетинга Ф. Котлер ввел пятое Р – people - люди-потребители, затем шестое Р - public opinion formation, public relations - формирование общественного мнения и седьмое Р - political power, politics - политическое влияние.
Новые Р
пятое Р – people - люди-потребители
шестое Р - public opinion formation, public relations
- формирование общественного мнения
седьмое Р - political power, politics - политическое влияние
пятое «Р» - «people» подразумевает человеческие ресурсы в широком смысле, включая персонал компании, потребителей, общение с потребителями в процессе личной продажи.
Учет человеческого фактора (people) подразумевает как общение, так и установление и развитие определенных отношений как с персоналом внутри компании, так и с потребителями. Это имеет особенно важное значение в современных условиях развития электронной коммерции и интернет- маркетинга.
|
|
Дополнительные «Р» не влияют непосредственно на спрос как первые четыре «Р», но они могут затруднить вход на потенциально привлекательные рынки, создав непреодолимые барьеры.
Дополнительные «Р» не относятся к целевым группам покупателей и посредников, а включают агентов, дилеров, брокеров, государственные структуры, правительство, профсоюзы и другие группы влияния.
Возможные барьеры преодолеваются путем использования утонченных приемов лоббирования, ведения переговоров с целью получения желаемых результатов без отступления от своих позиций, прессинга и т.д. Все эти приемы стали частью маркетинговой деятельности.
Иногда матрица 4Р расширяется не только до 7Р, но даже до 12Р
Последняя включает следующие дополнительные «Р»
1. PACKAGE - Упаковка;
2. PURCHASE - Покупка - представляет не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;
3. PEOPLE - Клиентура - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;
4. PERSONAL - Персонал;
5. PROCESS – Процесс покупки - то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;
6. PHYSICAL PREMISES - Окружающая среда – условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара
7. PROFIT - Прибыль – капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств.
8. PR - Связи с общественностью - создает положительную репутацию продукту и организации в целом.