III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Работа по развитию дыхания и голоса

Работа по развитию дыхания и голоса.

Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.

Массаж лица.По общим правилам.

8. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: имитация жевания;

— для губ: губы — «художники» (а-о-у-э-ы-и);

— для языка: самомассаж языка.

— Дифференциация носового и ротового выдо­ха.

— Голосовые упражнения: спеть песню о лете звуком Н.

1. Объявление темы. Ребята! Мы познакомились со всеми согласными звуками. Сегодня мы будем различать твердых и мягких «братцев».

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Основной отличительный признак твердых и мяг­ких звуков — это наличие или отсутствие подъема спинки языка. При произнесении твердых звуков спинка языка не поднимается, а при произнесении мягких — наблюдается дополнительный подъем спинки языка.

Почти все согласные звуки живут в паре (имеют «братца»). Но вот звуки Ч, Щ, Й — всегда только мягкие, а звуки Ш, Ж, Ц — всегда твердые.

У этих звуков нет пары по твердости—мягкости (нет «братцев»).

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Цепоч­ка».Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

В данном случае слова должны заканчиваться на твердые и мягкие согласные.

Примерная цепочка: автобус — сахар — рысь — сироп — портфель —лебедь — декабрь—рисунок — короб.

4. Связь звуков и букв. Логопед называет любые звуки (парные и непар­ные), а дети записывают соответствующие буквы.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

6. Игра «скажи наоборот».

Ка-ка — кя-кя Мю-мю — му-му и т.д.

— Звуковой анализ слов-паронимов. Лук — люк, мишка — мышка, Мила — мыла и т.д. Составление графической схемы. Вспомнить, перед какими гласными согласные становятся мягкими: Е, И, Ё, Я, Ю. деление слов на слоги с выделением ударного слога.

— Логопед предлагает проанализировать пред­ложения:

На грядке лук, а в подвале люк. В лесу живет мишка, а в доме мышка.

Выделение из состава предложений слов-паро- мимов. Уточнение значений слов.

IV. Физкультминутка. Игра «Кузнечики». Выполнение действий по тексту.

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко, Прыгай на носках легко.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Какое время года наступает вслед за весной? Назовите летние месяцы. Сравните весну и лето.Весной солнце светит ярко, а летом еще... (ярче). Весной птицы поют звонко, а летом еще... (звон­че).Весной цветов много, а летом еще... (больше). Весной воздух теплый, а летом еще... (теплее). Весной детям весело, а летом еще... (веселее). Весной деревья зеленые, а летом еще... (зеленее). Весной день длинный, а летом еще... (длиннее).

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

VII. Домашнее задание.К занятию 65 (альбом 3, с. 31).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: