К занятию 61 (альбом 3, с. 26).
Соотношение звука с буквой.
Объявление темы занятия.
Сегодня мы вместе со щенком будем путешествовать и правильно произносить звук Щ.
2. Акустико-артикуляционный образ звука. Логопед: «Проверьте, правильно ли у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук Щ. Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель; по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя воздуха (поднесите руку ко рту, проверьте, так ли это)».
Звук «Щ» — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки сизображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук.
Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ, и закрыть еекружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
На расческу Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же? (Е. Тарлапан)
5. Автоматизация звука Щ в слогах, словах, предложениях и текстах.
|
|
— Воспроизведение слоговых рядов: ща-щу-щи-ще; ащ-ощ-ущ-ищ и т.д.
— Звуковой анализ слогов и составление схем.
— Игра «Что получится, если прибавить щи? ща?». Слоговой анализ слов. Запись схем.Пла-щи, nu-ща, ро-ща, ле-щи, ве-щи, ча-ща.
— Работа с деформированной фразой.
Щенок, лес, в, заблудиться. Мама, щенок, потерять. Деление составленных предложений на слова и составление схем.
IV. Физкультминутка. Имитация игры на гармошке.
Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Логопед: Помните, ребята, наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог найти свою маму. Во дворе он встретил... петуха. Петух прокричал: «Ку-ка-ре-ку!»
Щенок подумал: «Он... (Что делает?): (ответ детей — «кукарекает»), «Значит, это не моя мама», — решил щенок и побежал дальше. По аналогии:
Курица — кудахчет. Гусь — гогочет.
Утка — крякает Кошка — мяукает.
Свинья — хрюкает Теленок — мычит.
Лошадь — ржет.
И, наконец, щенок услышал: «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей маме. Так и закончилась история о щенке.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком.) Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.
Подсчитываются фишки, которые выдавались детям за правильные ответы в течение занятия.
VII. Домашнее задание.
Цели:
коррекционно-образовательные:
|
|
— учить детей различать звуки Щ — Ч на материале слогов, слов и предложений;
— формировать навыки словообразования;
— формировать номинативный словарь;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
— развивать звонкость голоса;
коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: текст песни «Во поле береза стояла», пособие для игры «Домик», предметные картинки со звуками Щ, Ч в названии, наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные азбуки, зеркала, картинки с изображениями домашних животных.