Развитие мимических мышц (см. занятие 63).
Массаж лица (см. занятие 63).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 63).
Развитие общей моторики (см. занятие 63).
Общее расслабление (см. занятие 63).
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Ход занятия
Занятие 64. Звуки Щ — Ч — Сь — Ть
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть на материале слогов, слов и предложений;
— формировать словарь;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематический слух;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— учить различать слова по отнесенности к частям речи;
— развивать навыки звукобуквенного анализа
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать интерес к школьным занятиям;
— воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: пособие к игре «Домик» и «Посели слово», предметные картинки со звуками Щ, Ч, Сь, Ть в названии, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.
|
|
I. Организационный момент. Игра «Кто быстрее соберет портфель?»
Дети делятся на две команды и собирают портфель в школу.Выигрывает та команда, которая быстрее соберет портфель и не положит лишние предметы (куклы, машинки и другие игрушки).
6. Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 63).
7. Работа над развитием дыхания и голоса (см. занятие 63).
1. Объявление темы. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки Щ — Ч — Сь — Ть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном аспекте. Упор на артикуляционную характеристику (см. занятия 7, 22, 57, 61).
3. Развитие фонематического слуха. Выделение «четвертого лишнего» (с обоснованием). Логопед произносит слова, а дети выделяют «четвертый лишний» (без опоры на картинки).
Сито, сени, тень, сюрприз. — Тень. Щука, щенок, сени, щепка. — Сени.
Чайник, щетка, Чиполлино, Чебурашка. — Щетка.
Тир, чудовище, тюль, тетрадь. — Чудовище.
4. Связь звуков и букв. По трафарету обвести буквы, которые соответствуют данным звукам (без демонстрации образца).
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Телеграф». Передай слоги:тя-ся-ща-ча; щу-чу-сю-тю; щи-си-ти-чи и т.д.
— Рассмотреть картинки, выставленные на доске. Определить, какой именно звук (Ч, Щ, Сь, Ть) присутствуют в слове и местоположение звука в слове. Игра «Домик». Деление слов на слоги с выделением ударного слога. (Игра «Посели слово» — дом, замок, избушка).
— Звонко, громко повтори!
|
|
Вот так рыба, вот так щука На крючок попалась мне! Тяжело, ну просто мука Удочку держать в руке.
IV. Физкульминутка. (см. занятие 63).
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных. Игра проводится при условии, что дети знают о том, что слова могут называть предметы, признаки предметов, действия предметов.
Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится (определенным символом, фишкой: квадрат — (существительное, треугольник — глагол, круг — прилагательное.
Логопед называет различные слова: существительные, глаголы, прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.
Примерный речевой материал на тему «Школа»:
— существительные: школа, пенал, портфель, учитель;
— прилагательные: первый, умный, старательный, аккуратный;
— глаголы: учиться, читать, писать, трудиться.
VI. Итог занятия и оценка работы детей. Воспроизведите слоговые ряды: ща-ча-тя-ся;
си-ти-щи-чи и т.д.
Кем вы станете первого сентября? (Учениками.)
VII. Домашнее задание. К занятию 64 (альбом 3, с. 29—30).