Тема 1. Межкультурная коммуникация

Раздел V Взаимодействие культур

Вопросы для самопроверки

1. Какие аспекты взаимодействия техники с другими элементами культуры вы можете выделить?

2. Перечислите основные модели технического развития.

3. Охарактеризуйте проблему соотношения естественного и искусственного интеллекта.

4. В чем заключается сложность выживания человека в техномире?

Рассматривая вопрос о преемственности и взаимодействии культур, надо быть предельно осторожным, дабы не давать примитивных оценок культурного наследия, а с другой стороны, не утверждать принцип саморазвития культуры, когда культура превращается в независимый ни от каких процессов поток. В развитии культуры закон преемственности играет чрезвычайно важную роль, но его действие носит не абсолютно, а относительно самостоятельный характер. Преемственность в развитии культуры может быть следующей:

  1. непрерывная; это преемственность в развитии культуры быта, особенно в так называемых традиционных обществах; примером непрерывной преемственности может служить развитие языка: “В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, -- словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая большая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое”; [Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945. С. 206.]
  2. прерывная; наиболее ярким примером прерывной преемственности является западно-европейское Возрождение – не простое продолжение античных социокультурных традиций, а именно о возрождении их после более или менее продолжительной полосы забвения;
  3. непосредственная преемственность предполагает возрождение наследия, являвшегося результатом исторического развития непосредственно данного региона;
  4. опосредованная преемственность заключается в своеобразном отклике культуры одной страны на культурную революцию у более древних соседей.

Здесь возникает еще одна проблема – проблема взаимодействия культур, которую тоже можно рассматривать как преемственность, но относящуюся уже к процессу развития не одной, а нескольких культур.

В исторической и философской литературе активно обсуждается вопрос о характере русской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами Запада и Востока. Со времен славянофилов и западников споры о характере русской культуры и русского менталитета носят не только общекультурный, но и политический характер, отсюда – повышенная актуальность данной проблемы и в современных исторических условиях развития России.

Понятия “Запад” и “Восток”, сопоставляемые с Россией, выступают в этих спорах не как географические регионы, а как два особых типа цивилизационного и культурного развития. Запад – техногенная цивилизация, для которой характерно безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, ускоряющееся развитие технологической базы, непрерывное изменение социальных связей и отношений. Восток – традиционное общество и традиционная культура, характеризующиеся позицией невмешательства в природные процессы, установкой на адаптацию личности к сложившейся социальной среде, а не на ее преобразование. Что же такое российская культура? Вспомнив тех же славянофилов и западников, можно описать две концепции:

  1. Россия идет совершенно самобытным путем, ее культура, традиции, исторически сложившийся менталитет не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным вариантом развития общества;
  2. Россия по своему социокультурному развитию, несомненно, тяготеет к Западу, должна ориентироваться именно на него, когда речь заходит о попытках модернизации страны; историческая приобщенность России ко многим духовным ценностям западной цивилизации не вызывает сомнения.

Каждая из этих концепций тяготеет к абсолютизации. У подобной абсолютизации есть отрицательные стороны: стремление к механическому заимствованию западного опыта, не учитывается воздействие русской культуры на западную, игнорируются восточные моменты и мотивы в русской культуре. Как реакция на категоричность данных концепций должна была появиться альтернативная, и она появилась. Россия представляет специфический тип культуры – евразийский, связанный с ее географическим положением, историческими особенностям России, взаимодействием с восточными и западными соседями. Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло в начале 20-х годов нашего века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться в причинах произошедшего и представить перспективы дальнейшего развития России. Евразийцы считали, что на протяжении своего развития Россия впитывала различные элементы западной культуры. Особое место в культурно-историческом развитии России евразийцы отводят роли “азиатского элемента”. Азиатское воздействие глубоко вошло в ткань русской культуры.

Говоря о взаимодействии Востока и Запад, мы упомянули термин “цивилизация”. Представляется необходимым конкретизировать это понятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: