Коммуникации – процесс обмена информацией, целью которого является обеспечение взаимодействия между партнерами.
Эффективностью коммуникации в организации определяется реализация решений.
Информация – сведения, факты, идеи, мысли, намеки, запахи, вкус, изображение, звук, движения.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникают психический контакт, проявляющийся в форме обмена и взаимовлияния, взаимопереживаний, взаимопонимания.
Невербальная информация – без слов.
Процесс коммуникации:
Информационный шум – любое вмешательство в любой момент процесса коммуникаций, которое искажает смысл послания.
Важным элементом коммуникаций является обратная связь – ответ получателя.
Обратная связь может быть прямой (слова) и косвенной.
Коммуникационные барьеры могут происходить в обратной связи.
Фактор искажения информации напрямую связан с коммуникационными барьерами.
Каналы коммуникационные:
1. физические контакты – личное общение;
2. интерактивные каналы;
|
|
3. личностно-статистические – отчеты, письма;
4. безличностно-статистические.
Система связи субъектов коммуникаций с помощью информационных потоков образует коммуникационную сеть. Сеть концентрирует внимание на потоках информации.
Сеть может быть:
1. горизонтальной (образуется по линии руководства);
2. вертикальной (линейной – образуется по линии руководства);
3. диагональной (устанавливается между работниками разных уровней, которые не связаны линейно).
Коммуникационные барьеры и связанные с ними информационные искажения – это причины и изменения, которые проходят сообщения в процессе движения от отправителя в получателю.
Барьеры:
1. рассеивание – потеря части информации в процессе движения (одному из участников информация кажется неважной, незначительной либо человек проявляет недостаточно внимания;
2. Замещение – информация частично утеряна, происходит замещение другой;
3. Различие в людях-коммуникаторах (в социальном статусе, опыт, эмоциональное состояние, уровень знаний);
4. Семантический (язык);
5. Неправильно выбранные каналы связи.
3 вида потока информации:
1. Нисходящий поток (инструкции, приказы, указания);
2. Восходящий (отчеты, предложения, справки, жалобы);
3. Горизонтальный (общение м/у коллегами, мнения, слухи, сплетни).
Коммуникативные стили:
1. «открытие себя» - высокая степень открытости;
2. «замыкание в себе» - низкий уровень открытости и обратной связи;
3. «защита себя» - низкая открытость, высокий уровень обратной связи;
4. «торговля за себя» - умение подать себя.