Паралингвистические сигналы
Одежда.
Паралингвистические сигналы - все, что связано с качеством голоса:
- энергетика речи;
- экспрессивность;
- тональность;
- интонация (доброжелательная, недоброжелательная; может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования и поздравления);
- скорость речи (медленно - менее 200 слов в минуту; 350 - нормальная речь, 500 - быстрая речь);
- громкость - громко говорят уверенные в себе, с определенной жизненной силой, позицией, тихо - неуверенные в себе;
- аттракция - привлечение внимания;
- высота голоса (самый приятный - низкий голос, неприятный - высокий);
- артикуляция (голос должен быть четким и выразительным);
- тембр голоса;
- паузы - причины разные: если хотят придать силу последующим словам, если говорим неправду, если не знаем, что сказать, чтобы выиграть время для размышления;
- смех - сильнейший антистрессовый фактор:
- счастливый;
- искусственный;
- насильственный;
- вымученный;
- смех-маска;
- смех-игра;
- язвительный;
|
|
- ироничный;
- злорадный;
- безжалостный;
- циничный;
- неприязненный.
- вздохи и постанывания - люди, которые драматизируют речь, усталость;
- покашливания.
Вербальные коммуникации - общение с помощью слов или речевой коммуникации.
Язык - система знаков, отношение между которыми образует некую упорядоченную систему.
К основным функциям языка относятся:
1. Конструктивная - выражается в формировании мыслей;
2. Коммуникативная - функция обмена информацией;
3. Эмотивная - эмоциональная реакция;
4. Воздействие на адресата.
Язык всегда выражается в речи. Речь - внешнее проявление языка.
В отличие от языка речь может иметь такую характеристику как плохая, хорошая, ясная, экспрессивная и т.д. Речь является "суперраздражителем". Выделяется и отличается силой воздействия на нервную систему.
Виды речевой деятельности:
Участвуют в производстве текста:
1. Говорение;
2. Написание;
Участвуют в восприятии текста:
3. Слушание;
4. Чтение.
Самая главная функция речи - выражение мыслей.
В речи мысль не только формулируется, но и формируется. Мыслить - это значит оперировать понятиями.
Необходимое условие успешной коммуникации - умение говорить. Успешной вербальной коммуникацией является не только умение говорить, но и слушать и слышать. Неумение слушать - основная причина неэффективного общения.
Слушание:
1. Нерефлексивное - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями и разговорами; слушание этого вида особо полезно, когда собеседник проявляет такие чувства как гнев, горе, горит желанием высказать свою точку зрения, ответы при рефлективном слушании сведены к минимуму: да-да, продолжай, ага и т.д.;
|
|
2. Рефлексивное - процесс представляет собой расшифровку смысла сообщения, ответы: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.
Правила ведения коммуникации:
1. Понимание вашего высказывания всегда связано с конструкцией предложения;
2. Короткие предложения (8-15 слов), состоят из законченных мыслей;
3. Голос является сильнейшим инструментом убеждения, выразительность голоса воспринимается не столько разумом, сколько чувством;
4. Монотонность речи вызывает всегда неприятные чувства;
5. Паузы прерывают поток речи, паузы выполняют психологическую функцию: привлекают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное, дают возможность сделать передышку;
6. Качество и количество словаря;
7. Рекомендуется чаще в речи использовать глаголы, по возможности в деловой коммуникации необходимо использовать меньше прилагательных, глагол становится более живым, если использовать его в активной форме;
8. Дистанционно действуют конструкции: я бы сказал, и т.д.;
9. Проблемы возникают, когда используют слова, значение которых не до конца понимают.
Специалисты по ораторскому искусству выделяют ошибки:
1. Неточность высказываний;
2. Неуместное использование понятий, ссылок, цитат (анекдоты, юмор и т.д.);
3. Чрезмерное использование иностранных слов;
4. Неполное информирование собеседника;
5. Высокий темп речи;
6. Наличие скачков;
7. Неполная концентрация внимания;
8. Витиеватость изложения;
9. Наличие логического противоречия.