Управленческие коммуникации - совокупность информационных связей между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали (внутренняя среда) и с внешней общественной средой.
Имеют субъективирую и объективную сторону.
Объективная сторона обусловлена системой официальных отношений (служебных), статусом, рядом документов: инструкции, акты, правила.
Субъективная сторона - это сознательное отношение людей друг к другу. Основано на индивидуальности.
Виды:
1. По месту возникновения:
- внешние (СМИ);
- внутренние;
2. По направленности:
- горизонтальные (между структурными подразделениями, между руководителями одинакового ранга);
- вертикальные (восходящие, нисходящие, руководитель - подчиненный, руководитель - коллектив);
3. По способу возникновения:
- формальные;
- неформальные.
1. центр какого-то взаимодействия;
2. является пользователем информации: внешней, внутренней;
3. является распространителем информации;
4. Предоставляет организацию внешним организациям.
Области коммуникативного взаимодействия руководителя с сотрудниками:
1. Прием на работу;
2. Ориентация (базовые цели организации);
3. Индивидуальных оценка работника;
5. Обеспечение дисциплины;
6. Функционирование (руководитель должен обеспечить сотрудников необходимой информацией).
Деловое общение гораздо шире, чем управленческое. Общение между подчиненным и руководителем имеет ярко выраженный ролевой характер, поскольку неравномерно распределены инициативы и обязанности, а также ответственности, которые определяют зависимость одного участника общения от другого.
Управленческое общение - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемая знаковыми средствами, которая обусловлена управлением их деятельности.
В целом, посредством общения организуется и реализуется управление. Посредством общения мы можем согласовывать различные действия участников.
Структуру управленческого общения характеризуется следующими элементами:
1. Коммуникация (в узком смысле обмен информацией);
2. Интеракция (взаимное влияние людей, групп друг на друга как взаимный диалог);
3. Межличностная перцепция (процесс взаимопонимания объектом и субъектом друг друга через взаимопознание).
Коммуникативная сторона - интересы, настроения, чувства через характер обратной связи, коммуникативные барьеры, наличие коммуникативного влияния, существование различных уровней передачи информации, стиль управления.
Интерактивная сторона - в результате взаимодействия объекта и субъекта решение принимается последним (субъектом), решение должно побудить подчиненного к действию.
Типы управленческие:
1. Либерал (максимальное влияние к людям, минимальное к работе);
2. Организатор (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
3. Манипулятор (умеренная направленность на работу, незначительное влияние к людям);
4. Пессимист (незначительное внимание к производству и к людям);
5. Диктатор (максимальное внимание к работе и незначительное внимание к людям).
Перцептивная сторона общения - формирование образа руководителя, самопрезентация руководителя.
Функции управленческого общения:
1. Функция социализации (включаясь в процесс деятельности мы очень быстро пытаемся понять и подстроиться, быстро учимся слушать и говорить, взаимодействовать друг с другом, умение взаимодействовать в интересах коллектива, заинтересованное и терпимое отношение друг к другу);
2. Функция контакта (обоюдная готовность подчиненного и руководителя к приему и обмену информацией);
3. Координационная (согласование деятельности разных подчиненных;
4. Функция понимания (чувства, настроения людей);
5. Мотивная функция (возбуждение и поддержание в партнерах нужных эмоциональных переживаний).