Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения
Ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, наступает по ст. 298 УКРК.
Общественная опасность рассматриваемого деяния заключается в том, что сам факт недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения угрожает безопасности функционирования транспорта, создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан и нередко приводит к тяжелым последствиям1.
|
|
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпевшего либо сохранность имущества.
Законодатель, помимо транспортных средств, перечисленных в ст. ст. 295 и 296 УК РК, к предмету транспортных преступлений относит также пути сообщения, средства связи и сигнализации, иное транспортное оборудование.
Под путями сообщения признаются: на железнодорожном транспорте — обычные, узкоколейные, детские железные дороги, автономные подъемные пути к предприятиям, рудникам, шахтам и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна через открытые участки океана или моря, проливы, каналы, а также внутренние водные пути (судоходные и сплавные реки, озера); на воздушном транспорте — воздушные трассы и местные воздушные линии.
К средствам сигнализации относятся: на железнодорожном транспорте — автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки, автоматическая локомотивная сигнализация; на водном транспорте — маяки, буи, створы, навигационные знаки; на воздушном транспорте — радиомаячные системы, светосигнальное оборудование, на автомобильном — светофоры, дорожные знаки, средства для подачи аварийных сигналов и т.д.
Средствами связи являются: на железнодорожном транспорте — радиосвязь, проводная связь; на водном транспорте — рации, телетайпы; на воздушном транспорте — радары, УКВ-радиосвязь, бортовые ответчики и т.д.
|
|
К иному транспортному оборудованию относятся: на железнодорожном транспорте — мосты, туннели, устройства для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа и грузов, средства для обеспечения электроэнергией электропоездов, устройства освещения, водоснабжения. На водном транспорте — шлюзы, причалы, дамбы. На воздушном транспорте — сооружения и устройства, обеспечивающие заправку воздушных судов топливом, ангары. На автомобильном транспорте — эстакады, разделительные ограждения проезжей части и т.д.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 298 УК РК включает в себя следующие признаки: а) недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, б) выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств; в) общественно опасных последствий; г) причинной связи между ними.
Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования могут подразумеваться проведение ремонтных работ с использованием непригодных деталей и материалов, неустранение в ходе данных работ опасных для безопасности движения и эксплуатации транспорта имеющихся или вновь выявленных дефектов оборудования и т.д. Под признаки рассматриваемого деяния подпадает также установка на транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнализации и связи нового некачественного оборудования, приборов либо механизмов.
Под выпуском в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств следует понимать выдачу лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, разрешения на выезд в рейс, на линию транспортных средств с дефектами тормозной системы, рулевого управления или осветительных приборов, звукового сигнала, других деталей и узлов, дефекты которых явны и очевидны, а также непринятие указанным лицом мер по предотвращению эксплуатации другими лицами технически неисправного транспорта, следствием которых явилось наступление вредных последствий, указанных в ч. 1 ст.298 УК РК (повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью). Например, механик автохозяйства не производит проверки отремонтированных транспортных средств, не соблюдает сроки профилактического ремонта транспортных средств и т.д.
Так, например, Д. выехал на линию на автопогрузчике с неисправными тормозами. Подъезжая к пешеходному переходу, он не справился с управлением и совершил наезд на пешехода Л., причинив ей тяжкий вред здоровью. Автотехническая экспертиза заключила, что при исправной тормозной системе Д. располагал технической возможностью предотвратить наезд на потерпевшую. При этом было установлено, что Д. знал о неисправности, сообщил об этом механику автохозяйства, однако тот соответствующих мер не принял. Несмотря на это, суд оставил без внимания эти обстоятельства и не поставил вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 218УККазССР(ч. 1 ст. 298 УКРК) за выпуск в эксплуатацию технически неисправного автопогрузчика и осудил только его водителя по ч. 2 ст. 217 УК КазССР (ч. 1 ст. 296 УКРК)''. В данном случае, на наш взгляд, непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия, явилось безответственное отношение механика к своим обязанностям, которое не получило должной оценки суда.
Субъектом преступления по ч. 1 ст. 298 УК РК является лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно лица, на которых действующими правилами или инструкциями, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за контролированием технического состояния транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспорта (механик, диспетчер, инженер автопарка и т.д.).
|
|
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется неосторожной формой вины (преступная самонадеянность и преступная небрежность — ст. 21 УК РК).
В части 2 ст. 298 УК РК предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транспортного средства, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.
Под допуском к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, следует понимать действия собственника или владельца транспортного средства, выразившиеся в разрешении на выезд в рейс или добровольной передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в непринятии мер по предотвращению управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, которые повлекли наступление указанных в ч. 2 ст. 298 УК РК последствий.
Под опьянением следует понимать любую степень алкогольного, наркотического или иного опьянения, тем более что ни уголовно-правовой запрет, ни судебная практика не дают никаких оснований для столь узкой интерпретации термина «опьянение».
Если транспортное средство передается не для управления, а например, для хранения лицу, находящемуся в состоянии опьянения, то в таких случаях ответственность по ч. 2 ст. 298 УК РК не наступает.
Рассматриваемое преступление по конструкции с материальным составом, следовательно наступление любого из указанных в ч. 2 ст. 298 УК РК вредных последствий влечет за собой уголовную ответственность.
|
|
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 298 УК РК являются собственники или владельцы транспортного средства.
В части 3 ст. 298 УК РК установлена ответственность за то же деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.
В части 4 ст. 298 УК РК установлена ответственность за деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.
Ответственность за умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения наступает по ст. 299 УК РК. Закон определяет это преступление как умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или среднем тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств, дополнительным объектом — жизнь и здоровье потерпевших, либо собственность.
Признаки предмета преступления рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 298 УК РК. Не могут быть предметом этого преступления железнодорожные, морские, речные вокзалы, аэропорты, причалы и др.
Объективная сторона настоящего преступления состоит из ряда альтернативных действий, описанных в ее диспозиции, наступлении вредных последствий и в причинной связи между ними.
Под разрушением следует понимать нарушение виновным целостности и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для эксплуатации состояние (например, уничтожение подвижного состава железных дорог, локомотивов, вагонов), железнодорожных путей, затопление судна, повреждение маяков и буев, навигационного оборудования на воздушном судне. Как правило, его восстановление невозможно или экономически нерентабельно.
При повреждении из строя выводятся лишь отдельные устройства или механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся непригодными для эксплуатации и в целях их восстановления требуется затрата материальных ресурсов.
Под иным способом следует понимать случаи выключения или переключения в неправильное положение устройств и механизмов транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних предметов, отключение сигнальных приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.
Так, например, К. был осужден по ст. 86 УК РСФСР (ст. 299 УК РК) к 4 годам лишения свободы за то, что он работая мотористом парома, по мотиву мести к механику вывел из строя систему электропитания судна. Между контактами главного электрощита он подложат кусочек бумаги, чем прервал подачу электроэнергии, вследствие чего во время швартовки судна не включились подруливающее устройство и главный двигатель, что повлекло аварию судна.
Блокирование транспортных коммуникации может выразиться, например, в нагромождении на железнодорожных путях строительного материала или других предметов, перекрытие движения поездов группой людей, протестующих подобным образом против действий органов власти и др.
Не образуют состава данного преступления действия, выразившиеся в бое стекол пассажирских вагонов, разрушении или повреждении их внутреннего интерьера и т.п. В подобных случаях ответственность должна наступать по ст. 187 УК РК, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, то есть для привлечения к ответственности виновного требуется наступление последствий, указанных в ее диспозиции. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью определяются на основании Правил судебно-медицинской оценки степени тяжести вреда здоровью от 4 мая 1998 г. и Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы» от 20 декабря 2004 г. № 875/1.
Согласно примечанию к ст. 299 УК РК крупным признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
К последствию в виде нарушения нормальной работы транспорта и связи относится задержка или угроза задержки транспорта, срыв графика движения поездов, простой судов, длительный перерыв связи, повреждение причалов, пристаней и иных сооружений1.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется двойной формой вины. Психическое отношение виновного к общественно опасному действию (разрушению и т.д.) выражается в виде прямого умысла, а к последствиям - по неосторожности.
Субъект преступления — общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти лет, согласно ч. 2 ст. 15 УК РК.
В части 2 ст. 299 УК РК законодатель предусмотрел последствия в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку, а в ч. 3 — по неосторожности смерть двум и более лицам.