Статья 299. Умышленное приведение в негодность транс­портных средств или путей сообщения

Статья 298. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техни­ческими неисправностями, допуск к управле­нию транспортным средством лица, находя­щегося в состоянии опьянения

Ответственность за недоброкачественный ремонт транспорт­ных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неис­правностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения, наступает по ст. 298 УКРК.

Общественная опасность рассматриваемого деяния заклю­чается в том, что сам факт недоброкачественного ремонта транс­портных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, выпуска в экс­плуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьяне­ния угрожает безопасности функционирования транспорта, создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан и нередко приводит к тяжелым последствиям1.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения в сфере обеспечения безопасности дви­жения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпев­шего либо сохранность имущества.

Законодатель, помимо транспортных средств, перечислен­ных в ст. ст. 295 и 296 УК РК, к предмету транспортных пре­ступлений относит также пути сообщения, средства связи и сигнализации, иное транспортное оборудование.

Под путями сообщения признаются: на железнодорожном транспорте — обычные, узкоколейные, детские железные до­роги, автономные подъемные пути к предприятиям, рудникам, шахтам и т.д.; на водном транспорте - пути следования судна через открытые участки океана или моря, проливы, каналы, а также внутренние водные пути (судоходные и сплавные реки, озера); на воздушном транспорте — воздушные трассы и мест­ные воздушные линии.

К средствам сигнализации относятся: на железнодорожном транспорте — автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки, автоматическая локомотивная сигнализация; на водном транспорте — маяки, буи, створы, навигационные зна­ки; на воздушном транспорте — радиомаячные системы, свето­сигнальное оборудование, на автомобильном — светофоры, до­рожные знаки, средства для подачи аварийных сигналов и т.д.

Средствами связи являются: на железнодорожном транспор­те — радиосвязь, проводная связь; на водном транспорте — ра­ции, телетайпы; на воздушном транспорте — радары, УКВ-радиосвязь, бортовые ответчики и т.д.

К иному транспортному оборудованию относятся: на же­лезнодорожном транспорте — мосты, туннели, устройства для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа и грузов, средства для обеспечения электроэнергией электропо­ездов, устройства освещения, водоснабжения. На водном транс­порте — шлюзы, причалы, дамбы. На воздушном транспорте — сооружения и устройства, обеспечивающие заправку воздуш­ных судов топливом, ангары. На автомобильном транспорте — эстакады, разделительные ограждения проезжей части и т.д.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 298 УК РК включает в себя следующие признаки: а) недо­брокачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортно­го оборудования, б) выпуск в эксплуатацию заведомо техни­чески неисправных транспортных средств лицом, ответствен­ным за техническое состояние транспортных средств; в) обще­ственно опасных последствий; г) причинной связи между ними.

Под недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования могут подразумеваться проведе­ние ремонтных работ с использованием непригодных деталей и материалов, неустранение в ходе данных работ опасных для бе­зопасности движения и эксплуатации транспорта имеющихся или вновь выявленных дефектов оборудования и т.д. Под при­знаки рассматриваемого деяния подпадает также установка на транспортных средствах, путях сообщения, средствах сигнали­зации и связи нового некачественного оборудования, прибо­ров либо механизмов.

Под выпуском в эксплуатацию заведомо технически неисп­равных транспортных средств следует понимать выдачу лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, разрешения на выезд в рейс, на линию транспортных средств с дефектами тормозной системы, рулевого управления или осве­тительных приборов, звукового сигнала, других деталей и уз­лов, дефекты которых явны и очевидны, а также непринятие указанным лицом мер по предотвращению эксплуатации дру­гими лицами технически неисправного транспорта, следствием которых явилось наступление вредных последствий, указанных в ч. 1 ст.298 УК РК (повлекшие причинение тяжкого или сред­ней тяжести вреда здоровью). Например, механик автохозяй­ства не производит проверки отремонтированных транспорт­ных средств, не соблюдает сроки профилактического ремонта транспортных средств и т.д.

Так, например, Д. выехал на линию на автопогрузчике с неисп­равными тормозами. Подъезжая к пешеходному переходу, он не справился с управлением и совершил наезд на пешехода Л., причи­нив ей тяжкий вред здоровью. Автотехническая экспертиза зак­лючила, что при исправной тормозной системе Д. располагал тех­нической возможностью предотвратить наезд на потерпевшую. При этом было установлено, что Д. знал о неисправности, сооб­щил об этом механику автохозяйства, однако тот соответству­ющих мер не принял. Несмотря на это, суд оставил без внимания эти обстоятельства и не поставил вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 218УККазССР(ч. 1 ст. 298 УКРК) за выпуск в эксплуатацию технически неисправного авто­погрузчика и осудил только его водителя по ч. 2 ст. 217 УК КазССР (ч. 1 ст. 296 УКРК)''. В данном случае, на наш взгляд, непосред­ственной причиной дорожно-транспортного происшествия, яви­лось безответственное отношение механика к своим обязаннос­тям, которое не получило должной оценки суда.

Субъектом преступления по ч. 1 ст. 298 УК РК является лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее ремонт транс­портного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно лица, на которых действующими правилами или инструкциями, со­ответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за контро­лированием технического состояния транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо техничес­ки неисправного транспорта (механик, диспетчер, инженер ав­топарка и т.д.).

Субъективная сторона анализируемого преступления харак­теризуется неосторожной формой вины (преступная самонаде­янность и преступная небрежность — ст. 21 УК РК).

В части 2 ст. 298 УК РК предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством лица, находя­щегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, совершенный собственником или владельцем транс­портного средства, если это повлекло по неосторожности при­чинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

Под допуском к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, следует понимать действия собственника или владельца транспортного средства, выразившиеся в разрешении на выезд в рейс или добровольной передаче управления транс­портным средством лицу, находящемуся в состоянии опьяне­ния; в непринятии мер по предотвращению управления транс­портным средством лицом, находящимся в состоянии опьяне­ния, которые повлекли наступление указанных в ч. 2 ст. 298 УК РК последствий.

Под опьянением следует понимать любую степень алкоголь­ного, наркотического или иного опьянения, тем более что ни уголовно-правовой запрет, ни судебная практика не дают ни­каких оснований для столь узкой интерпретации термина «опь­янение».

Если транспортное средство передается не для управления, а например, для хранения лицу, находящемуся в состоянии опь­янения, то в таких случаях ответственность по ч. 2 ст. 298 УК РК не наступает.

Рассматриваемое преступление по конструкции с материаль­ным составом, следовательно наступление любого из указан­ных в ч. 2 ст. 298 УК РК вредных последствий влечет за собой уголовную ответственность.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 298 УК РК являются собственники или владельцы транспортного сред­ства.

В части 3 ст. 298 УК РК установлена ответственность за то же деяние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

В части 4 ст. 298 УК РК установлена ответственность за де­яние, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, по­влекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Ответственность за умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения наступает по ст. 299 УК РК. Закон определяет это преступление как умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в не­годное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо друго­го транспортного оборудования, а равно блокирование транс­портных коммуникаций, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого или среднем тяжести вреда здоровью че­ловека, либо причинение крупного ущерба, либо нарушение нормальной работы транспорта и связи.

Непосредственным объектом данного преступления являют­ся общественные отношения в сфере обеспечения безопаснос­ти движения и эксплуатации конкретных механических транс­портных средств, дополнительным объектом — жизнь и здоро­вье потерпевших, либо собственность.

Признаки предмета преступления рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 298 УК РК. Не могут быть предметом этого преступления железнодорожные, морские, речные вокзалы, аэропорты, причалы и др.

Объективная сторона настоящего преступления состоит из ряда альтернативных действий, описанных в ее диспозиции, наступлении вредных последствий и в причинной связи между ними.

Под разрушением следует понимать нарушение виновным целостности и структуры предмета преступления, приведшее его в негодное для эксплуатации состояние (например, уничтоже­ние подвижного состава железных дорог, локомотивов, ваго­нов), железнодорожных путей, затопление судна, повреждение маяков и буев, навигационного оборудования на воздушном судне. Как правило, его восстановление невозможно или эко­номически нерентабельно.

При повреждении из строя выводятся лишь отдельные уст­ройства или механизмы предмета преступления, вследствие чего они становятся непригодными для эксплуатации и в целях их восстановления требуется затрата материальных ресурсов.

Под иным способом следует понимать случаи выключения или переключения в неправильное положение устройств и ме­ханизмов транспорта, подача ложных сигналов, подкладывание на рельсы посторонних предметов, отключение сигнальных приборов на железной дороге, в аэропорту, на форватере реки, на маяке и т.п.

Так, например, К. был осужден по ст. 86 УК РСФСР (ст. 299 УК РК) к 4 годам лишения свободы за то, что он работая мотори­стом парома, по мотиву мести к механику вывел из строя систе­му электропитания судна. Между контактами главного электро­щита он подложат кусочек бумаги, чем прервал подачу электро­энергии, вследствие чего во время швартовки судна не включились подруливающее устройство и главный двигатель, что повлекло аварию судна.

Блокирование транспортных коммуникации может выра­зиться, например, в нагромождении на железнодорожных пу­тях строительного материала или других предметов, перекрытие движения поездов группой людей, протестующих подобным образом против действий органов власти и др.

Не образуют состава данного преступления действия, выра­зившиеся в бое стекол пассажирских вагонов, разрушении или повреждении их внутреннего интерьера и т.п. В подобных слу­чаях ответственность должна наступать по ст. 187 УК РК, как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.

По конструкции состав рассматриваемого преступления — материальный, то есть для привлечения к ответственности ви­новного требуется наступление последствий, указанных в ее диспозиции. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью определяются на основании Правил судебно-медицин­ской оценки степени тяжести вреда здоровью от 4 мая 1998 г. и Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении Пра­вил организации и производства судебно-медицинской экспер­тизы» от 20 декабря 2004 г. № 875/1.

Согласно примечанию к ст. 299 УК РК крупным признает­ся ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз пре­вышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, при­чиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

К последствию в виде нарушения нормальной работы транс­порта и связи относится задержка или угроза задержки транс­порта, срыв графика движения поездов, простой судов, длитель­ный перерыв связи, повреждение причалов, пристаней и иных сооружений1.

Субъективная сторона данного преступления характеризу­ется двойной формой вины. Психическое отношение виновно­го к общественно опасному действию (разрушению и т.д.) вы­ражается в виде прямого умысла, а к последствиям - по не­осторожности.

Субъект преступления — общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 14-ти лет, согласно ч. 2 ст. 15 УК РК.

В части 2 ст. 299 УК РК законодатель предусмотрел послед­ствия в виде причинения по неосторожности смерти одному че­ловеку, а в ч. 3 — по неосторожности смерть двум и более ли­цам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: