Самовольная без надобности остановка поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, признается преступлением, предусмотренным ст. 301УКРК.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что самовольная без надобности остановка поезда угрожает безопасному функционированию железнодорожного транспорта, срыву графика движения поездов, преждевременному износу ходовой части локомотива, вагонов и т.п.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье потерпевших, либо собственность.
Объективная сторона анализируемого преступления состоит из общественно опасного деяния, наступления вредных последствий и причинной связи между ними.
Под самовольной остановкой следует понимать экстренное торможение поезда без соответствующего разрешения работников железной дороги (машиниста, начальника поезда, проводника вагона и т.п.), которое не было вызвано особой необходимостью для пассажиров.
В законе указаны способы остановки: стоп-краном, путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом. К последним относятся: подача лицами, находящимися вне поезда сигналов об остановке (с помощью жезла, флажка, фонаря), подача ложных сигналов об опасности, блокировка движения с помощью включения запрещающего сигнала семафора.
Состав по конструкции — материальный, ответственность за самовольную остановку поезда наступает лишь в случае наступления смерти человека или иных тяжких последствий. К их числу относятся: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью одному или нескольким потерпевшим; наступление смерти двух и более лиц; причинение крупного ущерба; повреждение путевых сообщений; длительный перерыв движения транспорта; уничтожение или повреждение транспортируемых грузов и др.
Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины: умысел к совершенному деянию и неосторожность к наступившим последствиям. Если будет установлен умысел к наступившим последствиям, то деяние виновного следует квалифицировать по статьям о преступлениях против личности, против собственности либо по ст. 299 УК РК.
Субъектом этого преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, не являющееся работником железнодорожного транспорта. Если данное деяние будет совершено последним, то оно подлежит ответственности по ст. 295 УКРК.
Нередко самовольная остановка поезда сопряжена с нарушением общественного порядка, сопровождающимся применением или угрозой применения насилия к пассажирам. В таких случаях виновный подлежит ответственности еще и за хулиганство по ст. 257 УК РК.
Уголовная ответственность не наступает в случаях остановки поезда, совершенная в состоянии крайней необходимости (например, предотвращение угрозы для жизни и здоровья пассажиров, при обнаружении серьезных неисправностей, неполадок на поезде, в случае задержания преступника и т.п.).