Статья 301. Самовольная без надобности остановка поезда

Самовольная без надобности остановка поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, признается преступлением, предусмотрен­ным ст. 301УКРК.

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в том, что самовольная без надобности остановка поезда уг­рожает безопасному функционированию железнодорожного транспорта, срыву графика движения поездов, преждевремен­ному износу ходовой части локомотива, вагонов и т.п.

Непосредственным объектом преступления являются обще­ственные отношения в сфере обеспечения безопасности дви­жения и эксплуатации железнодорожного транспорта Допол­нительным объектом выступают жизнь и здоровье потерпевших, либо собственность.

Объективная сторона анализируемого преступления состо­ит из общественно опасного деяния, наступления вредных по­следствий и причинной связи между ними.

Под самовольной остановкой следует понимать экстренное торможение поезда без соответствующего разрешения работ­ников железной дороги (машиниста, начальника поезда, про­водника вагона и т.п.), которое не было вызвано особой необ­ходимостью для пассажиров.

В законе указаны способы остановки: стоп-краном, путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным спо­собом. К последним относятся: подача лицами, находящимися вне поезда сигналов об остановке (с помощью жезла, флажка, фонаря), подача ложных сигналов об опасности, блокировка движения с помощью включения запрещающего сигнала сема­фора.

Состав по конструкции — материальный, ответственность за самовольную остановку поезда наступает лишь в случае наступ­ления смерти человека или иных тяжких последствий. К их чис­лу относятся: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью одному или нескольким потерпевшим; наступление смерти двух и более лиц; причинение крупного ущерба; повреж­дение путевых сообщений; длительный перерыв движения транспорта; уничтожение или повреждение транспортируемых грузов и др.

Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины: умысел к совершенному деянию и неосторожность к на­ступившим последствиям. Если будет установлен умысел к на­ступившим последствиям, то деяние виновного следует квали­фицировать по статьям о преступлениях против личности, про­тив собственности либо по ст. 299 УК РК.

Субъектом этого преступления выступает физическое вме­няемое лицо, достигшее 16 лет, не являющееся работником же­лезнодорожного транспорта. Если данное деяние будет совер­шено последним, то оно подлежит ответственности по ст. 295 УКРК.

Нередко самовольная остановка поезда сопряжена с нару­шением общественного порядка, сопровождающимся применением или угрозой применения насилия к пассажирам. В таких случаях виновный подлежит ответственности еще и за хулиган­ство по ст. 257 УК РК.

Уголовная ответственность не наступает в случаях останов­ки поезда, совершенная в состоянии крайней необходимости (например, предотвращение угрозы для жизни и здоровья пас­сажиров, при обнаружении серьезных неисправностей, непо­ладок на поезде, в случае задержания преступника и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: