Спрос, предложение. Рыночная цена

Лекция 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА

РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Задачи

Дайджест

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Занятие 2

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Рынок: содержание, функции и типология.

2. Классификация рынков.

3. Рыночная инфраструктура.

1. Экономические блага. Товар и его свойства.

2. Измерение стоимости товара на рынке.

3. Деньги и их роль в экономике.

4. Денежная система и денежная реформа.

Вопросы к «мозговому штурму» на семинаре

1. Современная теория стоимости – проблема редкости и первичности в потреблении.

2. Бумажные или электронные деньги? Возможно ли, что в ближайшем будущем бумажные деньги перестанут существовать?

Аналитический обзор/эссе

1. Эффективность новых институтов рыночной инфраструктуры.

2. Институты инновационного развития экономики.

Рефераты/доклады

1. Товарное производство и его типы.

2. Нелегальный рынок.

3. Биржи и их роль в рыночной экономике.

4. Общественные блага: роль государства.

5. Современные виды денежных средств.

1. Трудовая теория стоимости.

2. Концепция предельной полезности.

3. Концепция трех факторов производства.

1. Денежная масса в экономике М в начале года составляла 172 млрд. руб., скорость обращения денег за период не менялась и была равна 0,8. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,5 раза. Определите величину роста (спада) экономики в процентах.

2. Проранжируйте (расставьте по рангу) в порядке убывания ликвидности следующие активы: бывший в употреблении холодильник «Саратов» 1972 г. выпуска; облигации государственного займа, банковский депозит сроком на 2 года, автомобиль «Жигули» 2007 г. выпуска (не битый, один хозяин); наличные деньги в шкатулке на кухне; деньги в Сбербанке на счете «До востребования»; средства, перечисленные Вами авансом на счет оператора мобильной связи; купюра номиналом 100 долл. США; 8,5 евро металлическими монетами, оставшиеся после прошлогодней поездки в Германию.

Рыночный механизм предполагает анализ спроса и предложения, который используется для объединения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей.

Спрос (от англ. demand, D) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести в течение некоторого промежутка времени.

Величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены.

Цена спроса – максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество (от англ. quantity), P – цена (от англ. price), то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.

Закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, то есть существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса (рис. 4.1).

Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это объем покупок, который потребитель готов совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Таким образом:

– изменение спроса – это сдвиг всей кривой спроса, то есть изменение величины спроса при всех возможных значениях цены экономического блага;

– изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

Главные детерминанты (факторы) спроса, воздействующие на выбор покупателя:

- цена данного товара;

- цена заменяющего товара (субститута) и цена дополняющего товара (комплемента);

- доход потребителя;

- налоги;

- субсидии;

- ожидания потребителей;

- вкусы потребителей;

- доход потребителя;

- количество потребителей.

Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.

Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.

Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество товара или услуг.

Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:

- величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;

Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения (рис. 4.2).

Различают понятия «предложение» и «величина предложения».

Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения.

Величина предложения – это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены (одна точка на графике кривой предложения). Таким образом:

– изменение предложения это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;

– изменение величины предложения – это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.

Неценовые факторы предложения (детерминанты, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения):

- цены ресурсов;

- технология;

- налоги;

- субсидии;

- количество производителей;

- ожидания производителей.

После раздельного определения спроса и предложения представляется возможным перейти к общему анализу поведения обеих рыночных сторон: продавца и покупателя. Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения (рис. 4.3).

PE – цена равновесия; QE, QD, QS – объемы равновесия, предложения и спроса соответственно; I – избыток предложения (профицит); II – избыток спроса (дефицит).

Таким образом, равновесие необходимо определять как комбинацию «количество - цена», при которой нет превышения объема спроса над объемом предложения, и наоборот.

Алгебраически состояние равновесия (РЕ, QE) можно определить следующим образом:

QD = a –bP, QS = c + dP,

где a, b, c, d – константы. Следовательно, a – bP = с + dP.

Однако это состояние рынка недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменяются, нарушается и состояние равновесия. Состояние равновесия неустойчиво, однако механизм взаимодействия спроса и предложения при нарушении равновесия возвращает систему в равновесное состояние.

Действительно, если цена будет выше равновесной (P2> РЕ), то излишек товара невозможно будет продать, и продавцы, желая сбыть продукцию, будут вынуждены снижать цену, пока она не сравняется с равновесной ценой РЕ.

Аналогично если цена будет назначена ниже равновесной (P1< РЕ), то товар будет мгновенно распродан, но спрос останется неудовлетворенным. В результате цена на данный товар будет расти до равновесного уровня РЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: