Лекция 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА
Задачи
Дайджест
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Занятие 2
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Рынок: содержание, функции и типология.
2. Классификация рынков.
3. Рыночная инфраструктура.
1. Экономические блага. Товар и его свойства.
2. Измерение стоимости товара на рынке.
3. Деньги и их роль в экономике.
4. Денежная система и денежная реформа.
Вопросы к «мозговому штурму» на семинаре
1. Современная теория стоимости – проблема редкости и первичности в потреблении.
2. Бумажные или электронные деньги? Возможно ли, что в ближайшем будущем бумажные деньги перестанут существовать?
Аналитический обзор/эссе
1. Эффективность новых институтов рыночной инфраструктуры.
2. Институты инновационного развития экономики.
Рефераты/доклады
1. Товарное производство и его типы.
2. Нелегальный рынок.
3. Биржи и их роль в рыночной экономике.
4. Общественные блага: роль государства.
5. Современные виды денежных средств.
1. Трудовая теория стоимости.
|
|
2. Концепция предельной полезности.
3. Концепция трех факторов производства.
1. Денежная масса в экономике М в начале года составляла 172 млрд. руб., скорость обращения денег за период не менялась и была равна 0,8. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,5 раза. Определите величину роста (спада) экономики в процентах.
2. Проранжируйте (расставьте по рангу) в порядке убывания ликвидности следующие активы: бывший в употреблении холодильник «Саратов» 1972 г. выпуска; облигации государственного займа, банковский депозит сроком на 2 года, автомобиль «Жигули» 2007 г. выпуска (не битый, один хозяин); наличные деньги в шкатулке на кухне; деньги в Сбербанке на счете «До востребования»; средства, перечисленные Вами авансом на счет оператора мобильной связи; купюра номиналом 100 долл. США; 8,5 евро металлическими монетами, оставшиеся после прошлогодней поездки в Германию.
Рыночный механизм предполагает анализ спроса и предложения, который используется для объединения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обмениваемых на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей.
Спрос (от англ. demand, D) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести в течение некоторого промежутка времени.
Величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены.
Цена спроса – максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.
|
|
Если предположить, что подобные вопросы заданы относительно всех возможных значений цен или объемов, а ответы нанесены в соответствующих координатах: Q – количество (от англ. quantity), P – цена (от англ. price), то кривая, соединяющая полученные точки, называется кривой спроса.
Закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, то есть существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса (рис. 4.1).
Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это объем покупок, который потребитель готов совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой спроса. Таким образом:
– изменение спроса – это сдвиг всей кривой спроса, то есть изменение величины спроса при всех возможных значениях цены экономического блага;
– изменение величины спроса – это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.
Главные детерминанты (факторы) спроса, воздействующие на выбор покупателя:
- цена данного товара;
- цена заменяющего товара (субститута) и цена дополняющего товара (комплемента);
- доход потребителя;
- налоги;
- субсидии;
- ожидания потребителей;
- вкусы потребителей;
- доход потребителя;
- количество потребителей.
Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.
Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.
Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество товара или услуг.
Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:
- величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага;
Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, то есть существует положительная зависимость между ценой товара и величиной предложения (рис. 4.2).
Различают понятия «предложение» и «величина предложения».
Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения.
Величина предложения – это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены (одна точка на графике кривой предложения). Таким образом:
– изменение предложения это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;
– изменение величины предложения – это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага.
Неценовые факторы предложения (детерминанты, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывающие сдвиг кривой предложения):
- цены ресурсов;
- технология;
- налоги;
- субсидии;
- количество производителей;
- ожидания производителей.
После раздельного определения спроса и предложения представляется возможным перейти к общему анализу поведения обеих рыночных сторон: продавца и покупателя. Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения (рис. 4.3).
PE – цена равновесия; QE, QD, QS – объемы равновесия, предложения и спроса соответственно; I – избыток предложения (профицит); II – избыток спроса (дефицит).
Таким образом, равновесие необходимо определять как комбинацию «количество - цена», при которой нет превышения объема спроса над объемом предложения, и наоборот.
|
|
Алгебраически состояние равновесия (РЕ, QE) можно определить следующим образом:
QD = a –bP, QS = c + dP,
где a, b, c, d – константы. Следовательно, a – bP = с + dP.
Однако это состояние рынка недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменяются, нарушается и состояние равновесия. Состояние равновесия неустойчиво, однако механизм взаимодействия спроса и предложения при нарушении равновесия возвращает систему в равновесное состояние.
Действительно, если цена будет выше равновесной (P2> РЕ), то излишек товара невозможно будет продать, и продавцы, желая сбыть продукцию, будут вынуждены снижать цену, пока она не сравняется с равновесной ценой РЕ.
Аналогично если цена будет назначена ниже равновесной (P1< РЕ), то товар будет мгновенно распродан, но спрос останется неудовлетворенным. В результате цена на данный товар будет расти до равновесного уровня РЕ.