Гражданское общество и правовое государство. 1. возникновение и развитие учения о правовом государстве

1. возникновение и развитие учения о правовом государстве

2. принципы правового государства

3. понятие гражданского общества

4. структура гражданского общества

1.Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, а также о его необходимости подчинения закона праву. О значении прав и законов для нормального развития государства и ограничения произвола властей писал еще Платон: «я вижу гибель того государства, где закон не имеет силы и находится в чье-либо власти. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я вижу спасение государства». Аналогичных взглядов придерживался Аристотель: «там, где отсутствует власть закона, там нет места форме государственного устройства». Дальнейшее развитие идей о праве и государстве, а также о обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Шарля Монтескье: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она будет соединена с законодательной властью, то жизнь и свободы граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность быть угнетателем».

Философское обоснование учения о праве и государстве в его системном виде связано с именами канта и Гегеля. Кант определял государство, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство то же самое, что и право, но только более развитое, включает в себя все абстрактные права и свободы личности, поэтому система права, т.е. государство в его динамическом подчинении, царство реализованной свободы.

Словосочетание правовое государство впервые встречается в работах карла велькера (1813). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны Робертом фон моленном (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения и ставил его 5 по счету после патриархального, патримониального, теократического, деспотического государств. К н. 20 века в ряде развивающихся стран сложились такие типы правовых систем, принципы построения которых соответствовали идеям о правовом государстве. В конституции множества стран (США, Франция и др.) содержаться положения прямо или косвенно фиксирующие, что данное государство является правовым. В планетарном масштабе распространение и реализация этой функции и идеи способствовало ООН через свои организационные структуры и международные НПА.

2.Принципы – основополагающие идеи либо требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами, т.е. уровнем развития культуры, нравственного потенциала общества, наличием стабильного механизма реализации правовых предписаний, степенного освоения человеческих прав как собственной свободы. С учетом исторических взглядов и позиций современных ученых можно выделить принципы правового государства:

1) приоритет прав –

· рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиции права

· соединение общечеловеческих и нравственных ценностей с легитимной публичной властью

· наличием в государстве необходимых для выражения и действия правовых форм и процедур, конституционных законов, системы материальных и процессуальных гарантий.

Принцип правовой защиты человека и гражданина. Данный принцип носит первичный и абсолютный характер. Он означает:

· равенство сторон и взаимная ответственность государства и граждан – нормальные правоотношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, как представитель народа, располагает большими правами, но не больше чем гражданин в гражданско-правовой сфере. У них равные права и соответствующие им обязанности

· особый тип правового регулирования и форм правовых отношений – поскольку правовое государство и граждане равные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязи выступает договор: прием на работу, государственный займ, акт купли-продажи, найм жилого помещения.

· стабильный правовой статус граждан и система юридических гарантий его реализации – устойчивый и стабильный правовой статус (права и обязанности) и юридические механизмы его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права будут нарушены

2) единство права и закона.

В правовом государстве любой нормативный акт должен не только по форме, но и по содержанию быть правовым, это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствующие международным нормам о правах человека, быть принятыми легитимными органами государственной власти.

3) правовое разграничение различных ветвей государственной власти

Законодательная власть избранная всенародно отражает суверенитет государства, исполнительная власть занимается исполнением законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав и справедливого наказания. В правовом государстве все ветви власти независимы и не должны вмешиваться в деятельность друг друга.

3.Формирование гражданского общества всегда связано с проблемами совершенствования государства, повышения роли права и закона. Еще в древнем Риме подтверждением этого служила теория Эйдеса (идея государства). Следует рассмотреть высказывание Аристотеля, что государство – это достаточная совокупность граждан, которые контролируют друг друга, т.е. гражданское общество. Цицерон обосновывая правовое равенство людей писал: «закон – связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех». Философскую характеристику гражданского общества можно найти и у Канта. Его главные идеи:

1) человек все должен создавать собственными силами, и должен отвечать за все свое содеянное

2) столкновение человеческих интересов и необходимость из защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей

3) гражданские свободы, законодательно обеспеченные правом – необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель. Он определял гражданское общество как сферу действия частного интереса. Сюда включал семью, соглашения, религию, право, мораль, образование, законы и правовые связи людей. Материалистическую характеристику гражданскому обществу дали Маркс и Энгельс. Они писали: «гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производственных сил». Современное понимание гражданского общества предполагает наличие ряда признаков:

1) гражданское общество – это сообщение свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые ему необходимы для нормального существования

2) гражданское общество – открытое социальное образование. В нем свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к информации, культурное сотрудничество с другими странами и т.д.

3) гражданское общество – сложная структурная система. Наличие многообразных форм и институтов (профсоюзы, партии) позволяют выразить самые разнообразные потребности и интересы людей

4) гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система, это означает, что индивиды объединяются в различные организации, устанавливают между собой различные отношения, реализуя порой противоречивые интересы. Этим они обеспечивают развитие общества без вмешания государства, как властные силы

5) гражданское общество – демократическое общество, где связующим фактором выступает признание, обеспечение, защита естественных и приобретенных прав человека

4.Структуру современного белорусского общества можно представить в виде 5 основных систем, которые отражают соответствие сферы ее жизнедеятельности – социальную, экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

Социальная система охватывает совокупность общностей людей и взаимоотношения между ними. В социальной системе следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением человеческого рода, продлением его жизни, воспитанием детей. Второй блок охватывает отношения, отражающие сугубо социальную деятельность человека: отношений человека с человеком как непосредственно, так и в коллективе. Третий: с большой социальной группой (слоями, классами).

Экономическая система – представляет собой совокупность экономических отношений и институтов, в которые вступают люди в процессе реализации собственного производства, распределения и обмена совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулируемые элементы и институты: государство, партии, движения, объединения и отношения между ними. Индивид выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ, и соответствующие учреждения (образовательные, культурные, религиозные), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через средства массовой информации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: