Литература для самообразования
Структура воспитательного процесса
1. Знания
Осознание требуемых норм и правил поведения
2. Убеждения
Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни
3.. Чувства
«Без чувств не может быть искания истины»
4. Деятельность, поведения
В них отражаются нормы и правила поведения.
Функции воспитательногопроцесса
1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития
2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности
3. Прогностическая – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения
4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели
5.Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения
6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия
|
|
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем своеобразие воспитательного процесса?
2. Назовите и объясните функции воспитательного процесса
3. Какова логика воспитания с позиции последовательности организации деятельности педагога?
Домашнее задание
Обязательное:
- Создать глоссарий по основным понятиям темы
- Определите место перевоспитания и самовоспитания в воспитательном процессе
- Проиллюстрируйте на конкретных примерах условия эффективности воспитательного процесса
По выбору:
Познакомьтесь с работами классиков педагогики и ответьте на вопросы: Как рассматривают классики педагогики проблему сущности воспитания? Какой вклад внесли в раскрытие вопросов сущности воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий?
Индивидуальное:
Подготовить сообщение «Новые подходы в области воспитания», используя материалы периодических изданий и нормативные документы
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под. ред. Н.Л. Селивановой.- М., 2000
Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: ВЛАДОС,2004
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный.- М.- Ростов-на-Дону, 2005
Макаренко А.С. Цель воспитания.- М.,1982
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.,2000
Сластенин В.А. Педагогика.- М.: «Академия»,2002
Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.,1979
Шацкий С.Т. Грядущая школа // Пед.соч. М.,1964
Тема 3.10. Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость
|
|
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)
В результате изучения данной темы студенты должны знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в воспитании и педагогической деятельности;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления
Основные понятия темы: концепция воспитания, системный, личностный, деятельностный подходы к воспитанию; система воспитания