double arrow

Исполнительное Производство


Глава 11. Общие положения исполнительного производства

§ 1. Понятие исполнительного производства и его значение.

§ 2. Суд и органы принудительного исполнения в исполнительном производстве.

§ 3. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности.

§ 4. Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.

§ 5. Основания исполнения. Виды исполнительных документов.

§ 6. Сроки в исполнительном производстве.

§ 1. Понятие исполнительного производства и его значение

Со вступлением постановлений суда в законную силу заканчиваются стадии гражданского процесса, которые снимают неопределенность или спорность субъективных прав и обязанностей или юридических фактов. Защищенные судом права и охраняемые интересы, как правило, требуют их последующей реализации. Юридически эта возможность обеспечивается такими свойствами судебных постановлений, как их обязательность и исполнимость. В соответствии со ст. 24 ГПК вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.




Для обеспечения гарантий на судебную защиту гражданское процессуальное законодательство регламентирует как порядок рассмотрения и разрешения судами подведомственных им гражданских дел, так и порядок исполнения постановлений судов по гражданским делам (ст. 3 ГПК). Одновременно эти правила распространяются на исполнение постановлений судов по уголовным делам и постановлений судов, управомоченных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в части имущественных взысканий, решений иностранных судов, третейских судов, а также юрисдикционных актов ряда иных органов.

Функция по принудительному исполнению осуществляется судом, а меры по непосредственному принуждению к исполнению – состоящими при районных (городских) судах судебными исполнителями. Это, а также разнообразие подлежащих исполнению по правилам ГПК актов по защите права, их разноотраслевая принадлежность позволяли и ранее ученым ставить вопрос о наличии признаков комплексной отрасли законодательства и права, т.е. исполнительного права 1. В настоящее время в Российской Федерации после принятия Федеральных законов «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» установлена единая система органов принудительного исполнения, отделенных организационно от судов. Однако даже применительно к этому опыту правового регулирования лишь отдельными авторами утверждается положение о формировании новой отрасли права – гражданского исполнительного права2.



Исполнение решений судов и всех других юрисдикционных актов по защите гражданских и иных прав до 1998 г. регулировалось в Республике Беларусь как заключительная стадия гражданского процесса. Начиная с 1998 г. произошло разграничение компетенций общих и хозяйственных судов по исполнению судебных решений. Согласно ХПК (раздел IV) к компетенции хозяйственных судов и состоящей при них службе исполнителей отнесено исполнение судебных актов хозяйственных судов, решений третейских и иностранных судов и других актов по хозяйственным (экономическим) спорам. В исполнительном производстве в гражданском процессе сохранено регулирование порядка реализации как судебных, так и несудебных юрисдикционных актов, касающихся прав граждан. Таким образом, исполнительное производство как стадия гражданского процесса имеется и в хозяйственном процессе. Этим, а также функционированием службы судебных исполнителей при судах обеспечивается полнота и неделимость судебной власти при защите права.

Произошло существенное расширение пределов судебной власти в исполнительном производстве. ГПК 1964 г. обеспечивал реализацию только решений о присуждении. ГПК 1999 г. обеспечивает принудительное исполнение решений о присуждении, а также реализацию решений о признании и преобразовании.



Исполнительное производство в гражданском процессе представляет собой урегулированную ГПК деятельность суда и судебного исполнителя, а также других участников исполнительного производства по обеспечению и принудительному осуществлению предписаний, содержащихся в судебных постановлениях и иных актах, по защите права установленными законом способами. Исполнительное производство обычно завершает процесс судебной защиты права. Оно возникает в случаях отказа от добровольного исполнения судебных постановлений и иных актов по защите права. В последних случаях исполнительное производство завершает защиту права, осуществленную внесудебным органом. Оно имеет целью гарантировать реальную защиту подтвержденных судебным или иным актом правоприменения субъективных материальных прав и интересов.

Исполнительное производство является формой осуществления судебной юрисдикции и непосредственного государственного принуждения к лицам, обязанным по закону реализовать акты по защите права. При этом функцию юрисдикции осуществляет суд путем разрешения, как правило в судебном заседании, большинства вопросов права на принудительное исполнение: выдача исполнительного документа, подтверждающего его; проверка права на возбуждение производства; рассмотрение иных связанных с этим вопросов – об отложении, приостановлении, прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю, а также жалоб на действия органа исполнения по применению мер принудительного исполнения.

Применение мер непосредственного принуждения возложено законом на судебных исполнителей, состоящих при районных (городских) судах и действующих под контролем судей. Наличие таких мер (наложение ареста на имущество, его реализация и т.д.), осуществление их специальным органом существенно отличает исполнительное производство от других стадий гражданского процесса. Однако лишь возможность принуждения и наличие компетентного властвующего субъекта по его применению в установленном порядке позволяют исполнительному производству выполнять роль заключительной стадии гражданского процесса. На этой стадии подтвержденные судом или иными юрисдикционными органами субъективные права и охраняемые законом интересы находят реальное осуществление. В этом главное значение исполнительного производства. В таком виде исполнительное производство как гарантия реализации юрисдикционных актов одновременно становится одним из проявлений права на судебную защиту.

Исполнительное производство имеет целью реализовать подтвержденные юрисдикционными актами права и интересы. В своем развитии проходит ряд стадий по рассмотрению дела:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) подготовка к принудительному исполнению;

3) осуществление исполнения;

4) вынесение акта, завершающего исполнительное производство: об исполнении либо об отсутствии оснований или условий для исполнения в случаях возвращения исполнительного документа после исполнения либо без исполнения (при прекращении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю).

Обычно после возбуждения путем предъявления суду исполнительного документа ко взысканию исполнительное производство завершается добровольным или принудительным исполнением. Оно может временно прерываться (отложение, приостановление производства) и завершаться без исполнения, т.е. не достигнув цели. Таким образом, в исполнительном производстве применяются известные другим стадиям институты. Исполнительное производство отличает от них наличие специфических способов защиты по делу (обращение взыскания на имущество, меры по исполнению по неимущественным делам, по контролю за исполнением) и процедур их применения судебным исполнителем.

Исходя из назначения исполнительного производства в ст. 459 ГПК определены его задачи: обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.

Выполнение задач в целом возложено на суд и состоящих при суде судебных исполнителей в соответствии с их компетенцией (ст. 460 и 475 ГПК). Обязанность содействовать исполнению законом возложена на ряд субъектов (банки, администрацию юридических лиц).

Основными участниками исполнительного производства являются стороны (взыскатель и должник), имеющие непосредственный интерес в исходе дела лица. В исполнительном производстве могут участвовать представители, прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц.

Правовое положение участников исполнительного производства определяется как общими правилами ГПК (раздел III–V), так и специальными нормами раздела IХ – Исполнительное производство. Участниками, не имеющими юридической заинтересованности в исходе дела, являются эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества. Их правовое положение определено общими правилами ГПК. Иными субъектами, вступающими в правоотношения на стадии исполнения, являются лица, обязанные в силу закона содействовать исполнению (см. § 2).

Основным источником регулирования исполнительного производства является ГПК. Вместе с тем в части регулирования порядка совершения исполнительных действий, особенностей делопроизводства действует с 1 января 2005 г. Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 1.

§ 2. Суд и органы принудительного исполнения в исполнительном производстве

Выполнение задач исполнительного производства, как и в целом задач гражданского судопроизводства, возлагается на суд. В связи с этим к компетенции суда относится разрешение вопросов, имеющих существенное значение и влияющих на развитие исполнительного производства. Часть вопросов рассматривается судами, разрешившими дело, а большинство – судом по месту исполнения.

Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»1 в районном (городском) суде имеются судьи по административным делам и исполнительному производству. Однако ни законодательство о судоустройстве, ни ГПК не закрепляют их исключительную компетенцию по совершению процессуальных действий в исполнительном производстве. Эти вопросы разрешаются всеми судьями единолично по поручению председателя суда. Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей» 2, который вступает в силу 13 января 2007 г., не устанавливает статуса судей по административным делам и исполнительному производству.

Первичным действием, направленным на обеспечение исполнения, является право и обязанность суда выдать исполнительный документ (исполнительный лист либо определение о судебном приказе). Это право принадлежит суду, разрешившему дело (ст. 463 ГПК), и дополняется правом направить исполнительный документ для исполнения по просьбе взыскателя, а в предусмотренных ГПК случаях – и по своей инициативе. Эти же суды выдают дубликат исполнительного листа (ст. 465 ГПК).

Согласно ст. 460 ГПК право выдачи исполнительного документа принадлежит также организациям и должностным лицам, осуществляющим защиту права, например комиссиям по трудовым спорам (ст. 249 ТК).

Суд в судебном заседании восстанавливает (если иное не установлено законом) пропущенные сроки на предъявление исполнительных документов (ст. 471 ГПК), осуществляет поворот исполнения (ст. 472 ГПК), разрешает заявления сторон, других лиц, представления судебного исполнителя по вопросам материального и процессуального права, возникающим в исполнительном производстве (ст. 460 ГПК). Это прежде всего заявления об отсрочке и рассрочке исполнения, а также о приостановлении и прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю (ст. 494 ГПК), о розыске должника (ст. 487 ГПК), жалобы сторон и протесты прокурора на действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК). Суд налагает также судебные штрафы за неисполнение решения (ст. 537 ГПК), требований судебного исполнителя (ст. 527 ГПК).

Судья вне судебного заседания проверяет правильность оформления исполнительных документов, наличие права на принудительное исполнение, соблюдение порядка его осуществления, отказывает в возбуждении исполнительного производства (ст. 484 ГПК), вправе отложить своим определением исполнительные действия (ст. 488 ГПК).

Кроме того, в силу ст. 495 ГПК контроль за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов возложен на судей. Предусмотренные законом действия по принудительному исполнению под контролем судьи осуществляются судебным исполнителем.

В соответствии с законодательством о судоустройстве и Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1602 1, назначение и освобождение от должности старших судебных исполнителей и судебных исполнителей осуществляется Министром юстиции по представлению начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета Советов депутатов. Права и обязанности судебных исполнителей и в целом их статус как органа принудительного исполнения определяются ГПК. Однако организацию деятельности судебных исполнителей обеспечивают органы юстиции и председатели судов.

Судебный исполнитель как обязательный субъект гражданских процессуальных отношений наделен правоприменительной властью.

Согласно п. 3 Инструкции по исполнительному производству судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Он является государственным служащим, подлежащим обязательному государственному страхованию. Согласно ст. 476 ГПК при осуществлении обязанности по исполнению он является представителем власти. Требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности (ч. 1 ст. 477 ГПК). Вопрос об отводе решается судьей. Инициатива в отводе судебного исполнителя может исходить от него (самоотвод) или от юридически заинтересованных в исходе дела участников исполнительного производства (взыскателя, должника, их представителей, прокурора). Ходатайство об отводе рассматривается в судебном заседании. Определение судьи об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано.

В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ передается другому судебному исполнителю того же суда или направляется в другой суд (ч. 2 ст. 477 ГПК). Направление исполнительного документа в другой суд осуществляется, как правило, при отсутствии других судебных исполнителей либо при наличии оснований для отвода и других судебных исполнителей.

К компетенции судебных исполнителей согласно ст. 475 ГПК относятся вопросы: возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия.

Ряд действий в исполнительном производстве судебный исполнитель совершает после проверки правовых оснований судьей. Это относится прежде всего к возбуждению исполнительного производства и отражению этого факта в исполнительном документе (ч. 2 ст. 484 ГПК), возврату исполнительного документа на стадии возбуждения (ч. 5 ст. 484 ГПК).

Судебный исполнитель совершает самостоятельно:

® вызов должника в суд для ознакомления его с исполнительными документами и предложения ему добровольно исполнить обязанность;

® наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику или находящиеся у него или других лиц;

® осмотр помещений и хранилищ должника;

® действия по организации в установленном законом порядке продажи описанного или изъятого имущества;

® получение от сторон и иных лиц устной и письменной информации, необходимой для исполнения (ст. 485 ГПК);

® отложение исполнительных действий по заявлениям сторон или по собственной инициативе (ст. 488 ГПК).

Кроме того, судебный исполнитель:

® вправе в случае оказания ему сопротивления составить об этом акт и представить его суду для привлечения виновных к ответственности (ч. 3 ст. 476 ГПК);

® составляет акты о наличии оснований к возвращению исполнительного документа взыскателю (ст. 493 ГПК);

® входит с представлением в суд для применения к лицам, не выполнившим требования судебного исполнителя или решения суда, мер процессуальной ответственности в установленных законом случаях (ст. 527, 537, 540 ГПК);

® составляет протоколы об административных правонарушениях, связанных с исполнением решений (ст. 2341КОАП);

® составляет и представляет на утверждение суда расчет распределения долей между взыскателями (ст. 536 ГПК);

® составляет акты об исполнении, например о выселении, вселении (ст. 539 ГПК).

В отношении отдельных случаев согласно Налоговому кодексу 1при взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей сохранен статус органа принудительного исполнения за налоговыми и приравненными к ним органами. Они обеспечивают исполнение лишь заявлений о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства и вправе с санкции прокурора наложить арест на имущество, но не по правилам ГПК, а в установленном ст. 54 Налогового кодекса порядке.

Управление деятельностью по организации учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом, осуществляется Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 660 1. Непосредственная деятельность с таким имуществом осуществляется комиссиями по работе с имуществом, направленным в доход государства. Согласно Положению «О совершенствовании работы с направленным в доход государства имуществом», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 5 января 2001 г. № 5 2, эти комиссии создаются при облисполкомах и Минском горисполкоме.

От органов принудительного исполнения следует отличать лиц, на которых закон возлагает обязанность содействовать исполнению (банки, иные финансовые организации, обязанные списать денежные средства, администрация юридических лиц, обязанная осуществлять удержания из заработной платы и приравненных доходов должника). Эти субъекты не обладают властными полномочиями по применению принудительных мер по исполнению. За неисполнение возложенных на них законом обязанностей они могут привлекаться к процессуальной ответственности.

§ 3. Стороны в исполнительном производстве, их процессуальные права и обязанности

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Согласно ст. 478 ГПК взыскатель – лицо, в пользу которого производится исполнение, должник – обязанная сторона.

Взыскателями становятся граждане, юридические лица, государство, в пользу которых вынесен юрисдикционный акт, требующий исполнения, должником – граждане, юридические лица, государственные органы, обязанные по юрисдикционному акту совершить определенные действия в пользу взыскателя. Состав сторон, в том числе их множественность в виде соучастия, определяется резолютивной частью юрисдикционного акта. Наименование и статус взыскателя и должника эти лица получают в исполнительном производстве. Лишь для взыскателя и должника в приказном производстве их наименование переходит в исполнительное производство.

Обычно взыскателями и должниками становятся непосредственно заинтересованные в исходе дела лица (истец, ответчик, третьи лица, заявители, государственные органы – должностные лица). При этом взыскателем становятся те, в пользу которых вынесено судебное решение. ГПК допускает установление судом обязанностей, подлежащих принудительному исполнению, и в отношении других участников процесса и иных субъектов, например при наложении судебных штрафов, взыскании судебных расходов. В этих случаях они становятся должниками в исполнительном производстве.

ГПК наделяет стороны в исполнительном производстве необходимым объемом прав и обязанностей, позволяющим им защищать свои интересы, а суду и судебному исполнителю – осуществлять принудительное исполнение.

Согласно ч. 4 ст. 54 ГПК взыскатель и должник в исполнительном производстве пользуются правами и обязанностями, установленными разделами III–V ГПК, в части, не противоречащей сущности исполнительного производства.

Согласно ст. 56 ГПК взыскатель и должник при обращении к суду и рассмотрении вопросов в судебных заседаниях пользуются правами подать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, требовать их удостоверения, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против доводов и соображений других лиц, обжаловать определения суда, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК.

Стороны согласно ст. 70 ГПК вправе вести свои дела в исполнительном производстве лично или через представителей, либо совместно с представителем. При этом согласно ст. 76 и 79 ГПК права договорного представителя на отказ от взыскания, мировое соглашение на заявление ходатайствовать об отсрочке и рассрочке исполнения, изменение способа и порядка его исполнения, обжалование судебных постановлений, предъявление исполнительного документа ко взысканию, получение присужденного имущества, в том числе денег, должны быть специально оговорены в доверенности или устном заявлении в суде.

Взыскатель и должник как лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, вправе свободно распоряжаться своими правами (ст. 18 ГПК). Однако процессуальные формы распорядительных действий сторон исполнительного производства, кроме мирового соглашения и условий их принятия судом (ч. 1 ст. 61 ГПК), установлены в разделе IX ГПК.

Взыскатель имеет право требовать выдачи исполнительного листа и предъявлять его ко взысканию в пределах установленного законом срока. При наличии условий, предусмотренных ст. 464 ГПК, он вправе просить суд о выдаче нескольких исполнительных листов, а при утрате исполнительного листа – о выдаче дубликата (ст. 465 ГПК); может просить суд о восстановлении пропущенного срока на предъявление исполнительного документа к исполнению (ст. 471 ГПК). После возбуждения исполнительного производства взыскатель вправе требовать принудительного исполнения (ст. 478 ГПК).

Осуществляя распорядительные действия, взыскатель вправе отказаться от взыскания (п. 1 ст. 492 ГПК), просить о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или было произведено не полностью (п. 1 ст. 493 ГПК).

Должник в исполнительном производстве вправе добровольно исполнить решение, а также требовать предоставления срока для добровольного исполнения (ст. 467 ГПК), просить суд об отсрочке, рассрочке исполнения.

До изъятия или реализации имущества должник вправе сам под контролем судебного исполнителя реализовать арестованное имущество (ч. 8 ст. 510 ГПК). Он вправе заявить судебному исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь (ч. 4 ст. 504 ГПК).

Взыскатель и должник вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению судом (ст. 492 ГПК).

Стороны в исполнительном производстве вправе заявлять отвод судебному исполнителю (ст. 477 ГПК), присутствовать при совершении судебным исполнителем исполнительных действий, получать от него справки, связанные с исполнением (ст. 478 ГПК), заявлять ходатайства об отложении исполнительных действий, о приостановлении исполнительного производства, пользоваться другими правами, предусмотренными ГПК.

Гарантией права сторон на судебную защиту в исполнительном производстве является их право на обжалование действий судебного исполнителя в суд, при котором он состоит. Сторонам принадлежит также право на подачу частных жалоб на определения судей по разрешению вопросов, связанных с осуществлением исполнительного производства (ст. 463, 465, 471, 479, 484, 486, 487, 488, 494, 527, 529, 536, 537 ГПК).

Стороны в исполнительном производстве согласно ч. 2 ст. 56 ГПК обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.

Основная обязанность должника – добровольно в установленные законом, судом или судебным исполнителем сроки исполнить решение. За неисполнение этой обязанности ГПК устанавливает санкции – возможность применения мер принудительного характера: обращение взыскания на имущество и денежные суммы должника за неисполнение обязанностей о передаче денег, судебные штрафы за неисполнение обязанностей неимущественного характера или нереализацию судебных постановлений, обязательных для государственных органов и должностных лиц, и др.

Дополнительно с должника при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям по определению суда взыскивается денежная сумма в размере пяти процентов сумм, взысканных в пользу взыскателей, которая используется для вознаграждения судебных исполнителей и улучшения материально-технической базы судов (ч. 3 и 4 ст. 486 ГПК).

Стороны в исполнительном производстве могут нести судебные расходы лишь в виде указанных в ст. 116 ГПК издержек, связанных с рассмотрением дела. Часть этих расходов, связанных с исполнением решения (на хранение и перевозку имущества должника, на публикацию о продаже имущества с торгов, на оплату экспертов и специалистов, на оплату проезда судебного исполнителя к месту исполнения), взыскивается с должника в пользу государства независимо от взыскания с него имущества или денежных сумм по исполнительному документу (ч. 1 и 2 ст. 486 ГПК).

§ 4. Защита прав взыскателя, должника

и других лиц в исполнительном производстве

Органы исполнения судебных решений своими ошибочными действиями могут нарушать права и интересы сторон (взыскателя и должника), а также третьих лиц. В частности, в процессе деятельности судебного исполнителя иногда происходит отклонение от нормативных предписаний, вследствие чего не во всех случаях исполняются решения.

ГПК предусматривает следующие средства защиты нарушенных прав:

u обжалование действий органов исполнения;

u заявление требований об освобождении имущества от ареста;

u поворот исполнения судебных постановлений.

С учетом разграничения компетенции судьи и судебного исполнителя закон предусматривает возможность подачи частной жалобы (протеста) на определение суда по вопросам, разрешаемым в стадии исполнительного производства, а также на действия судебного исполнителя. Однако предоставление возможности кассационного обжалования определений является одной из форм контроля за законностью и обоснованностью судебных постановлений в рамках осуществления правосудия. Обращение суда к жалобам на действия судебного исполнителя следует рассматривать как форму судебного контроля за административным правоприменением, одну из категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений. Однако при рассмотрении жалоб на действия судебного исполнителя неприменим порядок, предусмотренный ст. 353 ГПК, поскольку ГПК установлен иной специальный порядок (ст. 479 ГПК). К числу средств защиты, реализуемых в рамках осуществления правосудия по гражданским делам, следует отнести также поворот исполнения судебных решений.

Во всех этих случаях осуществляется защита прав сторон исполнительного производства. Для защиты прав иных лиц, затронутых исполнением, закон предусматривает необходимость использования исковых средств (иски об освобождении имущества от ареста).

ГПК допускает возможность кассационного обжалования определения об отказе в возбуждении исполнительного производства (ст. 484 ГПК); определения суда об определении размера взыскиваемых расходов по исполнению (ст. 486 ГПК); определения по розыску должника и определению расходов по розыску (ст. 487 ГПК); определения об отложении исполнительных действий (ст. 488 ГПК); определения о приостановлении, прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа (ст. 494 ГПК) и др.

Обжалование (опротестование) вышеперечисленных определений суда и рассмотрение частных жалоб (частных протестов) осуществляется в соответствии с требованиями ст. 433–435 ГПК. К субъектам подачи частной жалобы (частного протеста) на определение суда по вопросам исполнительного производства следует отнести взыскателя, должника, прокурора. Поскольку право на подачу частной жалобы принадлежит иным лицам, если суд разрешил вопрос об их правах и обязанностях, к числу таких субъектов можно отнести банки и небанковские финансовые организации при понуждении их осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в другие банки и небанковские финансовые организации (ст. 497 ГПК). Таким образом, реализация данной формы защиты нарушенного права возможна как участниками исполнительного производства, так и иными лицами.

Нормативный способ регулирования деятельности судебного исполнителя имеет объективные пределы дифференциации и сводится к типичным моделям с некоторой долей отвлечения от индивидуальных особенностей исполнения различных решений суда. Поэтому при исполнении конкретного решения требуется не только согласование с предписаниями, содержащимися в нормах исполнительного производства, решении суда, но и учет обстоятельств, при которых происходит исполнение, т.е. учет ситуационных возможностей исполнения1.

Судебный исполнитель должен принять не только законное решение на основе и в рамках управомочивающей нормы, но и наиболее оптимальное, с учетом конкретных обстоятельств исполнения данного решения2 .

Анализ ст. 478, 479, 488, 505 ГПК с учетом конституционного права на судебную защиту позволяет сделать вывод о том, что может быть обжаловано любое действие судебного исполнителя, осуществленное с нарушением процессуальных предписаний или представляющее отказ от совершения предусмотренных законом действий. Объектом обжалования могут выступать нарушения в организации исполнительного производства (например, совершение исполнительных действий во внеурочное время, нарушение сроков совершения исполнительных действий или порядка наложения ареста на имущество и др.).

Жалоба (протест) на действия судебного исполнителя подается в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение 10 дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении или со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в приеме заявления, так как суд при наличии уважительной причины может его восстановить.

В случае подачи жалобы или принесения протеста прокурором на действия судебного исполнителя суд вправе приостановить исполнительное производство (п. 5 ч. 1 ст. 490 ГПК).

Статья 479 ГПК не определяет требований в отношении содержания жалобы. Поэтому при разрешении вопроса следует руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к процессуальным документам (ст. 109 ГПК), а также требованиям, определяемым в отношении жалоб (ст. 340 ГПК). В частности, в жалобе должны найти отражение указание заявителя, прокурора на несогласие с действием (бездействием) судебного исполнителя, мотивы (юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий судебного исполнителя). В жалобе может также содержаться указание на определенные средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством отмены, изменения действий судебного исполнителя, установления его обязанности совершить определенное действие.

ГПК не указывает на полномочия суда при рассмотрении жалоб на процессуальные действия судебного исполнителя. Определения, выносимые по таким жалобам, зависят от их обоснованности, характера обжалуемых действий и от того, какие конкретные меры необходимы для исправления допущенной ошибки. При обоснованности жалобы суд может снять арест с имущества или с некоторых вещей и обратить взыскание на другое имущество должника, запретить пользоваться арестованным имуществом и т.д., следовательно, обязать судебного исполнителя восстановить нарушенное положение или совершить действия, предписываемые законом.

Закон исключает для третьих лиц возможность подать жалобу на действия судебного исполнителя. Некоторые авторы выступают за предоставление подобной формы защиты своих прав третьим лицам, используя в качестве критерия характер нарушений, допущенных органом исполнения. Если орган исполнения решений допустил нарушение процессуальных правил производства исполнения решений, чем нарушил права третьих лиц, последние должны использовать право обжалования действий органа исполнения решений. Если же орган исполнения решений таких нарушений процессуальных правил не допустил, а третье лицо претендует на описанное имущество, оно должно предъявить иск1.

Принимая во внимание, что определение суда по вопросу о действиях судебного исполнителя может быть обжаловано или опротестовано (ч. 3 ст. 479 ГПК), они приводятся в исполнение только после вступления их в законную силу.

Предъявление иска об освобождении имущества от ареста – основная форма защиты затронутых исполнением прав лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства.

Арест имущества как процессуальный акт, исходящий от органа государственной власти, является обязательным не только для должника, но и для третьих лиц, интересы которых затронуты и которые, как и должник, под страхом уголовной ответственности лишены права распоряжаться арестованным имуществом. Право третьего лица ограничивается независимо от того, в чьем владении находится арестованное имущество – должника или самого третьего лица и насколько убедительны для судебного исполнителя представленые третьим лицом доказательства принадлежности имущества1.

Учитывая это обстоятельство, всякому лицу, чье право затрагивается исполнением, предоставлено право предъявить иск к взыскателю и должнику об освобождении имущества от ареста (ст. 480 ГПК).

Основное различие между исками об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) и жалобами на процессуальные действия судебного исполнителя заключается в том, что исками об исключении имущества из описи оспаривается принадлежность должнику описанного имущества, в то время как жалобами о внесении в опись имущества, не подлежащего по закону включению в опись, право собственности никем не оспаривается. Оспаривается лишь правомерность действий судебного исполнителя по включению имущества должника в опись.

Споры об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) рассматриваются по правилам искового производства независимо от оснований ареста (во исполнение как постановлений судов и других органов, подлежащих исполнению, так и исполнительных документов, в том числе постановлений по административным делам, а также при наложении ареста судьей в порядке применения мер обеспечения иска, описи нотариусом при принятии мер к охране наследственного имущества и др.).

В процессуальной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе исков об освобождении имущества от ареста. Так, В.С. Юрченко во всех случаях рассматривает их как иски об истребовании имущества из чужого владения и относит к искам о признании1. А.А. Добровольский полагал, что в определенных случаях, когда ответчик не присуждается к передаче неправильно описанного имущества истцу, эти иски должны относиться к искам о признании2. Сторонники выделения преобразовательных исков относят к их числу иски об освобождении имущества от ареста.

Иски об освобождении имущества от ареста могут предъявлять как собственники, так и законные владельцы имущества, не принадлежащего должнику. Если арест имущества произведен в связи с его конфискацией, то в качестве ответчика привлекается соответствующий финансовый орган – инспекция Государственного налогового комитета3 и осужденный. Если арестованное имущество реализовано, иск также предъявляется к тем лицам, у которых оно находится.

Исковые заявления об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) оплачиваются государственной пошлиной как заявления неимущественного характера (или не подлежащего оценке) лишь в случаях, когда вопрос об освобождении имущества от ареста не связан с требованием о признании на него права собственности. Если в исковом заявлении объединены связанные между собой требования о признании права собственности на имущество (а не об определении размера доли в имуществе и исключении его из описи), то это заявление подлежит оплате государственной пошлиной исходя из цены иска и государственной пошлины, установленной для исковых заявлений имущественного характера1.

Под поворотом исполнения судебного решения следует понимать восстановление через суд прав ответчика, нарушенных исполнением впоследствии отмененного судебного решения. Ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному судебному постановлению (ст. 472 ГПК).

Законодатель предусматривает не только возможность поворота судебного постановления, но и возможность применения обеспечительных мер по отношению к данному процессуальному действию. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда (ст. 315 ГПК).

Поворот исполнения решения допускается в тех случаях, когда судебное постановление, по которому произведено исполнение, отменено и судебное разбирательство по делу завершено в одной из предусмотренных законом форм (постановлено новое решение, которым в иске отказано полностью или в части, прекращено производство по делу, исковое заявление оставлено без рассмотрения).

С учетом данного критерия ГПК определяет судебные инстанции, управомоченные разрешать вопрос о повороте исполнения судебного постановления. Суд, в который дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения и разрешить его в новом решении или определении, которым заканчивается производство по делу (ст. 473 ГПК). В случае вынесения судебного постановления, окончательно разрешающего спор, судом кассационной или надзорной инстанции вопрос о повороте исполнения рассматривается соответственно данными инстанциями (ст. 474 ГПК).

Если для решения вопроса о повороте исполнения (при условии, что спор решается судом второй инстанции) требуется выяснить, например, возможно ли возвратить имущество в натуре, каково состояние этого имущества и т.д., и данные обстоятельства не были установлены судом кассационной инстанции, то вопрос о повороте исполнения рассматривается судом первой инстанции 1.

Если судом первой, кассационной или надзорной инстанции при окончательном разрешении дела не был разрешен вопрос о повороте исполнения, должник вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд первой инстанции.

Заявление о повороте исполнения рассматривается в судебном заседании с извещением юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Однако неявка этих лиц не является препятствием для разрешения поставленного перед судом вопроса.

В ряде случаев законодатель ограничивает возможность поворота исполнения. В частности, не допускается поворот исполнения в случае отмены в порядке надзора судебных постановлений по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений; о взыскании оплаты труда в производственном кооперативе, арендном или коллективном предприятии; о взыскании авторского вознаграждения, алиментов; о взыскании возмещения вреда, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, за исключение случаев, когда отмененное судебное постановление было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах (ч. 3 ст. 474 ГПК). Подобные ограничения предусматриваются с тем, чтобы не ставить взыскателя в затруднительное материальное положение.

В случае отмены в кассационном порядке судебного постановления поворот исполнения решения производится по всем делам, за исключением дел о взыскании алиментов, поворот исполнения по которым допускается только, когда отмененное судебное постановление было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах (ч. 4 ст. 474 ГПК).

По результатам разрешения вопроса об отводе суд выносит определение, на которое может быть подана частная жалоба или принесен частный протест (ч. 3 ст. 473 ГПК).

§ 5. Основания исполнения. Виды исполнительных документов

В исполнительном производстве основаниями принудительного исполнения выступают судебные постановления и другие акты государственных и общественных юрисдикционных органов, правомочных осуществлять защиту субъективных прав и интересов граждан, должностных лиц, юридических лиц и государства.

В порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством, подлежат исполнению лишь те юрисдикционные акты, исполнение которых отнесено законодательством к компетенции общих судов. Согласно ст. 328 ХПК принудительное исполнение целого ряда юрисдиционных актов (прежде всего хозяйственных, третейских и иностранных судов) по защите экономических (хозяйственных) прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесено к компетенции хозяйственных судов. Поэтому в ряде случаев компетенция общих и хозяйственных судов разграничивается по составу сторон.

Перечень судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению общими судами, содержится в ст. 461 ГПК. Это:

1) решения, определения и постановления судов по гражданским делам, в том числе определения о судебном приказе, а также мировые соглашения, утвержденные судом;

2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (о возмещении ущерба, о конфискации, штрафах, взыскании судебных расходов);

3) постановления суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях (о возмещении ущерба, штрафах, конфискации и т.п.);

4) постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

5) исполнительные надписи нотариальных органов;

6) решения третейских судов Республики Беларусь, в том числе арбитражей, специально создаваемых для рассмотрения отдельных дел, если стороной по делу является гражданин, не являющийся предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица1;

7) постановления Комитета государственного контроля Республики Беларусь об имущественных взысканиях с граждан, не являющихся предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица;

8) постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях (о возмещении ущерба, штрафах);

9) решения иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), в случаях, предусмотренных международными договорами1, если стороной по делу выступает гражданин, не являющийся предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, после процедуры разрешения принудительного исполнения по правилам Приложения № 4 к ГПК;

10) решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;

11) решения комиссий по трудовым спорам;

12) другие акты в случаях, предусмотренных законодательством (например, ст. 386 ТК – решения Республиканского трудового арбитража).

Основание исполнения как юрисдикционный акт, подтверждающий субъективные права и охраняемые законом интересы, на протяжении всего исполнительного производства должен быть действующим, действительным и неизменным. Его отмена согласно п. 6 ч. 1 ст. 492 ГПК влечет прекращение исполнительного производства с отменой мер по принудительному исполнению.

Для подтверждения права взыскателя на принудительное исполнение законодательство требует в установленные законом сроки после вынесения акта или вступления его в силу выдачи юрисдикционным органом исполнительных документов. Однако реализация решений, обязательных для государственных органов и должностных лиц (ст. 540 ГПК), осуществляется на основании судебных постановлений без выдачи исполнительных документов.

Для возбуждения исполнительного производства по принудительному исполнению необходимо предъявить в суд исполнительный документ. Согласно ст. 462 ГПК исполнительными документами, выдаваемыми общими судами, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов Республики Беларусь, решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), если стороной по делу вы­ступает гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, решений товарищеских судов. ГПК допускает выдачу исполнительного листа и на основании других актов, если это предусмотрено законодательством;

2) определения судей о судебном приказе.

Исполнительным документом для решений комиссий по трудовым спорам является удостоверение КТС (ст. 462 ГПК, ст. 249 ТК).

В остальных случаях по ст. 462 ГПК и действующему законодательству основание исполнения и исполнительный документ совпадают (исполнительная надпись нотариальных органов) или являются одним из экземпляров юрисдикционного акта, направляемым для принудительного исполнения (постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях).

Закон предъявляет определенные требования к содержанию и порядку выдачи исполнительных документов. Для исполнительных листов и определений о судебном приказе эти требования содержатся в ГПК, для других исполнительных документов – в ином законодательстве.

Наиболее распространенный исполнительный документ – исполнительный лист. Его содержание (реквизиты) определено ст. 466 ГПК.

В исполнительном листе должны быть указаны:

1) наименование суда, выдавшего исполнительный лист;

2) имя (наименование) взыскателя и должника и их адреса;

3) сущность исполнения и срок исполнения;

4) наименование дела или акта, по которому выдан исполнительный лист;

5) время вынесения судебного постановления и время вступления его в законную силу;

6) время выдачи исполнительного листа;

7) удостоверенная печатью подпись судьи.

Закон допускает указание в исполнительном листе и других сведений, необходимых для осуществления исполнения. Так, по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей указываются время и место рождения должника, а также сведения о детях (фамилия, имя и отчество, дата рождения) и др.

Исполнительный лист на основании судебных постановлений выдается, по общему правилу, взыскателю судом первой инстанции после вступления решения, приговора, определения, постановления в законную силу (ч. 1 ст. 463 ГПК). Только в случаях немедленного исполнения по закону или по признанию судом исполнительный лист выдается немедленно по вынесении судебного постановления.

При выдаче исполнительного листа на основании других актов районный (городской) суд обязан проверить их законность, а также в пределах своей компетенции правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа, которое может быть обжаловано (ч. 2 ст. 463 ГПК).

По одному решению суд может по просьбе взыскателей выдать несколько исполнительных листов, если исполнение произведено в различных местах либо если судебное постановление вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков (ст. 464 ГПК). В каждом исполнительном листе указывается часть, подлежащая исполнению, а в отношении солидарных ответчиков – номер исполнительного листа, общая сумма взыскания и перечисляются все ответчики с указанием на их солидарную ответственность.

Согласно ст. 397 ГПК в определении о судебном приказе должны быть указаны:

1) номер производства и дата вынесения определения;

2) наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи;

3) имя (наименование), место жительства или место нахождения взыскателя и должника;

4) нормативный акт, на основании которого удовлетворено требование;

5) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

6) размер неустойки, если это предусмотрено законодательством или договором;

7) сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника, если взыскатель освобожден от ее уплаты.

В определении о судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей дополнительно указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно, и срок их взыскания.

Определение о судебном приказе выдается взыскателю по истечении 10-дневного срока на заявление возражения должником. Отдельно выдается определение о взыскании государственной пошлины в доход государства.

В удостоверении комиссии по трудовым спорам указываются сведения: о комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дате принятия решения и выдачи удостоверения; фамилия, имя и отчество работника; решение по существу спора (ч. 2 ст. 249 ТК). Удостоверение заверяется подписями председателя и секретаря комиссии по трудовым спорам. Выдается в течение 3 дней, если в 10-дневный срок на обжалование решения КТС работник и наниматель не обратились в суд.

Основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий является только подлинник исполнительного документа. Копии исполнительных документов правового значения не имеют. На случай утраты исполнительного документа законодательство предусматривает возможность выдачи его дубликата, а на виновных в утрате должностных лиц – возможность наложения судебного штрафа (ч. 3 ст. 465 ГПК).

Согласно ст. 465 ГПК заявление о выдаче дубликата исполнительного листа в связи с его утратой рассматривается в судебном заседании судом, вынесшим судебное постановление, с извещением сторон, причем их отсутствие не является препятствием для разрешения этого вопроса. Дубликат может выдаваться при наличии к тому оснований в пределах сроков предъявления исполнительных листов по взысканию, предусмотренных ст. 468 ГПК. Определение о выдаче или отказе в выдаче дубликата исполнительного листа может быть обжаловано или опротестовано. Аналогично может рассматриваться вопрос о выдаче дубликата определения о судебном приказе.

Возможна выдача дубликатов других исполнительных документов соответствующими органами (исполнительных надписей нотариальных органов по законодательству о нотариате, удостоверений комиссий по трудовым спорам по сложившейся практике).

§ 6. Сроки в исполнительном производстве

Гражданское процессуальное законодательство в исполнительном производстве устанавливает процессуальные сроки для совершения процессуальных действий, а также давностные сроки, в течение которых можно требовать принудительного исполнения судебных решений и иных актов.

Начальный момент возможного принудительного исполнения закреплен в ГПК посредством установления процессуальных сроков на приведение в исполнение, принудительное исполнение и контроль за добровольным исполнением (ст. 467 ГПК).

До истечения сроков приведения в исполнение не допускается выдача или направление для исполнения исполнительных документов. Согласно ч. 1 ст. 467 ГПК судебные постановления приводятся в исполнение при вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Иные акты приводятся в исполнение в сроки, установленные законодательством (либо немедленно, либо по истечении сроков на обжалование и добровольное исполнение, например решения КТС).

Должник имеет право на добровольное исполнение. Для его реализации также устанавливаются сроки: в судебном постановлении или ином акте, а при отсутствии установления – ГПК и иными актами законодательства. Лишь после их истечения возможно применение всего комплекса мер принудительного исполнения и по контролю за добровольным исполнением.

Согласно ч. 3 ст. 467 ГПК по общему правилу должнику предоставляется семидневный срок для добровольного исполнения. Другие сроки действуют, если они указаны в судебном постановлении, ином акте или акте законодательства. Например, немедленное исполнение либо месячный срок со дня получения решения – для исполнения решения по жалобе на неправомерные действия государственных органов (ч. 5 ст. 357 ГПК).

Для совершения исполнительных действий п. 53 Инструкции по исполнительному производству 1установлен двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, а при реализации имущества – четырехмесячный срок.

Давностными сроками в исполнительном производстве являются сроки предъявления к исполнению исполнительных документов.

Они определяют временные пределы для осуществления права взыскателя на принудительное исполнение. Исполнительное производство не может возбуждаться по исполнительным документам, в отношении которых истек срок давности (ч. 4 ст. 468 ГПК). Если это обстоятельство обнаруживается в ходе исполнения – производство по делу прекращается.

Исполнительный лист по делу, а также определение о судебном приказе могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления судебного постановления в законную силу (ч. 1 ст. 468 ГПК). Иной срок давности применяется при наличии специальных норм, например предъявление к исполнению приговора в части конфискации имущества и штрафа как уголовных наказаний возможно в пределах сроков давности исполнения приговора (ст. 84 УК).

По решениям о взыскании периодических платежей сроки давности действуют для каждого платежа в отдельности и течение их начинается со дня наступления срока каждого платежа (ч. 3 ст. 468 ГПК).

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов согласно ч. 2 ст. 468 ГПК определяются соответствующим законодательством. При отсутствии такого регулирования применяются те же сроки, что и для исполнительных документов, выдаваемых судом.

Предъявление к исполнению удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемого КТС, возможно в течение трехмесячного срока (ст. 249 ГК); постановлений государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания – также в течение трехмесячного срока (ст. 282 КоАП).

Течение сроков для предъявления исполнительных документов, выдаваемых судом, начинается с момента вступления судебного постановления в законную силу, а при немедленном исполнении – со следующего дня после его вынесения.

Течение сроков для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания – с момента их вынесения (ст. 278 КоАП).

По остальным видам исполнительных документов сроки давности исчисляются со следующего дня после их выдачи.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает возможность приостановления и перерыва сроков давности, а также их восстановления при пропуске по уважительным причинам.

Течение сроков давности для предъявления исполнительных документов согласно ст. 469 ГПК приостанавливается при наличии тех же оснований, что и для приостановления сроков исковой давности, предусмотренных ст. 203 ГК, а именно:

1) если предъявлению исполнительного документа препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);

2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, переведенных на военное положение;

3) в силу установленной на основании законодательного акта Правительством Республики Беларусь отсрочки исполнения обязательств (мораторий);

4) в силу приостановления действия акта законодательства, регулирующего соответствующее отношение.

Течение сроков приостанавливается при условии, если указанные обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельств – оснований приостановления срока срок давности удлиняется на время, в течение которого он был приостановлен.

В соответствии со ст. 470 ГПК срок давности прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, если законодательством не установлено иное. Так, срок давности обвинительного приговора прерывается только в случае совершения нового умышленного преступления (ст. 84 УК).

Если одной или обеими сторонами по делу являются граждане, срок давности прерывается также частичным исполнением решения.

После перерыва течение срока давности начинается вновь, причем истекшее перед этим время не засчитывается в новый срок.

В случае возвращения исполнительного документа, по которому не было произведено взыскание полностью или частично, исчисление нового срока для предъявления документа по исполнению начинается со дня его возращения взыскателю.

Согласно ст. 471 ГПК взыскателям, пропустившим по уважительным причинам срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению, суд может по общему правилу восстановить этот срок, если иное не установлено законом. Иное правило установлено в отношении исполнительных листов, выданных на основании приговора суда о применении уголовного наказания в виде конфискации и штрафа (ст. 84 УК), штрафов, наложенных товарищескими судами, и административных взысканий, наложенных судом, государственными органами и должностными лицами. Восстановление сроков в этих случаях не допускается. Законом (ч. 5 ст. 249 ТК) установлено право комиссии по трудовым спорам восстанавливать пропущенный работником по уважительным причинам срок давности предъявления к исполнению удостоверения КТС.

Заявление о восстановлении пропущенного срока давности подается в суд по месту исполнения или в суд, вынесший судебное постановление. Оно рассматривается в судебном заседании с извещением сторон, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока.

На определение суда по вопросу восстановления срока давности для предъявления исполнительного документа к исполнению может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.

Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:

1. Понятие и значение исполнительного производства, его стадии.

2. Компетенция суда и судебного исполнителя в исполнительном производстве.

3. Стороны в исполнительном производстве. Их процессуальные права и обязанности.

4. Обжалование и опротестование действий судебного исполнителя. Защита прав других лиц при исполнении судебных постановлений.

5. Поворот исполнения отмененных судебных постановлений.

6. Основания исполнения и виды исполнительных документов.

7. Сроки в исполнительном производстве. Давность для предъявления исполнительных документов ко взысканию.

Глава 12. Порядок производства исполнительных действий

§ 1. Возбуждение исполнительного производства.

§ 2. Меры по обеспечению совершения исполнительных действий.

§ 3. Исполнительные действия. Расходы по исполнению. Розыск должника.

§ 4. Отложение исполнительных действий. Приостановление исполнительного производства.

§ 5. Прекращение исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа взыскателю.

§ 1. Возбуждение исполнительного производства

Глава 36 ГПК «Порядок производства исполнительных действий» включает в себя правовые нормы и институты, которые применяются при исполнении всех видов исполнительных документов и определяют последовательность развития процесса в исполнительном производстве от его возбуждения и далее – подготовку к исполнению, совершение исполнительных действий вплоть до окончания исполнительного производства исполнением либо без исполнения.

При возбуждении исполнительного производства суд проверяет наличие у взыскателя права на принудительное исполнение и соблюдение надлежащего порядка осуществления данного права (ч. 2 ст. 484 ГПК).

Право взыскателя на принудительное исполнение подтверждается исполнительным документом и обусловлено следующими юридическими фактами:

u наличием имеющего силу (неотмененного) правоохранительного акта, являющегося основанием исполнения;

u наличием у взыскателя и должника или их правопреемников гражданской процессуальной правоспособности;

u отсутствием определения суда о принятии отказа взыскателя от взыскания или об утверждении мирового соглашения между взыскателем и должником в исполнительном производстве;

u осуществлением взыскателем права на обращение за принудительным исполнением в пределах установленного законом для данного вида взыскания срока давности.

Надлежащее осуществление взыскателем права на принудительное исполнение, соблюдение порядка обращения за возбуждением исполнительного производства связано с соблюдением следующих условий:

u предъявлением суду исполнительного документа, оформленного в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства;

u наличием устного или письменного заявления дееспособного взыскателя или представителя взыскателя о возбуждении исполнительного производства, либо в предусмотренных законодательными актами случаях – инициативы по возбуждению исполнительного производства суда, а также прокурора, государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц (ч. 1 ст. 484 ГПК);

u направлением исполнительного документа для принудительного исполнения с соблюдением правил о месте исполнения (ст. 483 ГПК).

В соответствии со ст. 484 ГПК исполнительное производство возбуждается при условии получения судебным исполнителем надлежащим образом оформленных исполнительных документов и устного или письменного заявления взыскателя.

Письменное заявление взыскателя о возбуждении исполнительного документа как процессуальный документ должно соответствовать требованиям ст. 109 ГПК. Взыскатель обязан указать в заявлении все известные ему сведения о должнике (п. 35 Инструкции по исполнительному производству).

В случае повторного предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому взыскание ранее не произведено или произведено не полностью, взыскатель дополнительно представляет:

u ранее вынесенное судом определение о возвращении исполнительного документа;

u ранее составленный акт о невозможности взыскания;

u сведения о наличии у должника имущества или денежных средств либо сведения о месте нахождения должника, если исполнительный документ был возвращен взыскателю в связи с невозможностью установления адреса должника-организации или места жительства должника-гражданина (п. 35 Инструкции по исполнительному производству).

По общему правилу исполнительный документ выдается судом или иным юрисдикционным органом на руки взыскателю (ч. 1 ст. 463 ГПК). После получения исполнительного документа взыскатель по своему усмотрению определяет, направлять ли его для возбуждения исполнительного производства или не направлять. В данном правиле проявляется действие процессуального принципа диспозитивности (ст. 18 ГПК) в исполните







Сейчас читают про: