Методы повышения контраста.
Улучшение качества телевизионного изображения.
Обработка сигнала с целью улучшения качества изображений обычно следует непосредственно за формированием видеосигнала. Это важная ступень обработки, методика и объем которой определяются задачами анализа изображений. Отправной точкой для выбора подходящей методики служит обеспечение такого качества изображения, при котором сохраняется информация, необходимая для его анализа. В этом смысле актуальна проблема количественной меры качества изображения.
Среди прочего большое значение имеют два аспекта качества изображений:
- достоверность изображения – соответствие формируемого соотношения истинному;
- дешифрируемость изображения – возможность выделения из изображения необходимой информации.
Интерпретируемость изображения, с одной стороны, зависит от физических параметров (отношение сигнал/шум, контраст, контрастная разрешающая способность, качество воспроизведения текстурных фрагментов и др.), а с другой – она определяется семантическими аспектами и квалификацией наблюдателя при визуальном контроле изображений. Одной из получающих все большее распространение психофизиологических методик является так называемый ROC-анализ (receiver operating characteristic analysis). При этом изображения оцениваются по возможности распознавания объектов или их изменения с помощью таблиц; часто с помощью 1...6 кодовых оценок степеней надежности распознавания. Например:
|
|
Код | Значение | Код | Значение |
Определенно отсутствует | Возможно, присутствует | ||
Наверное, отсутствует | Наверное, присутствует | ||
Возможно, отсутствует | Определенно присутствует |
Эти данные затем обрабатываются с помощью решающей матрицы:
Наличие объекта | Распознает ли наблюдатель объект? | ||
Да | Нет | ||
Содержится ли объект в изображении? | Да | верно, позитивно | неверно, негативно |
Нет | неверно, позитивно | верно, негативно |
Методы повышения контраста основаны на поэлементных операциях в тех случаях, если:
• должны быть выровнены нелинейности амплитудных характеристик отдельных узлов или всей системы;
• возникает необходимость представления деталей изображения на определенном участке динамического диапазона (градаций)
яркости.
Типичными нелинейными элементами системы являются фотоэмульсии, оптико-электронные и электронно-оптические преобразователи.
Изменение контраста может распространяться на полный динамический диапазон яркости или же только на его часть. На следующих диаграммах буквой обозначен отображаемый динамический диапазон, а буквой – сила света воспроизводящего экрана или интенсивность черноты печатного изображения. На рис.3 представлены:
|
|
А) Линейная зависимость для любого элемента изображения.
B) Логарифмическое преобразование контраста , дающее следующие эффекты:
- линеаризацию градаций по оптической плотности;
- увеличение контраста при малых и его компрессия при больших яркостях:
- согласование изображений со зрительной системой человека;
- улучшение равномерности распределения градаций серого;
- поддержание постоянного отношения сигнал/шум (шумы квантования).
C) Расширение контраста посредством преобразования линейной градационной шкалы (1) в кусочно-линейную (2).
Если динамический диапазон камеры или дисплея не используется полностью (1) (например, в качестве изображения применен недоэкспонированный фотоматериал или необходимо определенные градации яркости воспроизвести с повышенным контрастом), может быть применено линейное преобразование градационной шкалы
. (5)
Это соотношение отображает преобразование области градаций на интервале яркостей .
Вычитание нежелательного «фона» на изображении в соответствии с алгоритмом:
если ;
в остальных случаях.
Рис.3. Градационные характеристики.
Заключительное преобразование согласно (5) расширяет область контрастирования для избранного диапазона.
«Скорость» возрастания функции преобразования в окрестности градации серого дает меру изменения контраста:
– увеличение контраста;
– сохранение контраста; (6)
– компрессия контраста.
Из равенства (6) вытекает кусочно-линейное преобразование градаций серого (кривая 2 на рис. 3, С):
(7)
Пример для пояснения равенства (7):
Пусть границы динамического диапазона . Тогда
Параметры часто подбираются интерактивно с использованием гистограмм,например путем выбора порогов между гистограммами распределения яркостей фона и объекта.
D) Контрастирование с многократным перекрытием (как и Н).
E) Эквидистантное квантование, так называемое «quick look»,
для ориентировочной оценки изображений.
F, G, Н) Визуальное представление с двумя градациями для выделения поверхностей объектов при:
F) – бинаризации пороговой величиной;
G)– бинаризации окном;
H)– бинаризации «битовым слоем», т.н. Bitslicing для ИКМ-кодированных градаций (например, 8 градаций), при которой избранный номер «бита» определяет, будет элемент изображения воспроизводиться черным или белым; в зависимости от номера «бита» определенные градации визуализируются. Младшие «биты» вносят составляющую шума; такое представление может применяться для оценки качества амплитудного разрешения считывающего устройства.
Заметим, что Е, F, G часто используют как средство сегментации изображений.
I) Квадратичное преобразование реализует растяжку верхней области динамического диапазона изображения.