Условия эффективной командной работы

РАБОЧИЕ ГРУППЫ И КОМАНДЫ

Рабочая команда – это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников. В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Достижение столь высокого уровня взаимодействия предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, трудную цель и командное вознаграждение.

Отличия сплоченных и слабо сплоченных групп:

Рабочая группа Подлинная команда
Сильный руководитель с четко определенными, ясными целями Руководящая роль распределена между членами команды
Индивидуальная ответственность Индивидуальная и общая ответственность
Формальное соответствие целей группы и организации Специфические цели команды определяются внутри нее
Индивидуальные результаты (продукты) труда Коллективные результаты (продукты) труда
Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по поводу решения проблем
Непрямая оценка эффективности группы (например, через финансовый успех предприятия) Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию
Руководитель принимает решения, организует обсуждение и делегирует полномочия Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу

Руководитель должен уяснить, допускает ли (требует ли) характер выполняемых группой задач ее высокой сплоченности, нужно ли формировать из сотрудников сплоченную команду, или достаточно создать рабочую группу

Признаки высокосплоченных команд:

v группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу во взаимодействии;

v все члены группы работают на совесть, не отлынивают от работы;

v члены группы ориентируются на достижение общей цели;

v члены команды рационально используют ресурсы для достижения общих целей;

v члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу

¨ Поддерживающее окружение – менеджмент оказывает помощь в формулировании общих целей, обеспечивает организационно-техническую поддержку совместной деятельности, демонстрирует веру в способности членов групп.

¨ Квалификация и четкое осознание выполняемых ролей – участники имеют необходимую квалификацию и желание совместно участвовать в процессе труда; каждый из них осознает роли всех участников группы, их усилия направлены на достижение общекомандных целей.

¨ Сверхзадача – высшая цель, стремление к которой объединяет усилия сотрудников; эта цель быть достигнута только при объединении усилий группы и менеджмента компании.

¨ Командное вознаграждение – материальное и моральное вознаграждение имеет ценность для членов группы, воспринимается как засуженное и побуждает сотрудников к выполнению общих задач

Психологическая совместимость в группе – способность членов группы к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании; совокупность индивидуальных качеств участников группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.

Наличие психологической совместимости членов группы способствует их большей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости и срабатываемости:

1. Результаты деятельности.

2. Эмоционально-энергетические затраты ее участников.

3. Их удовлетворенность совместной деятельностью.

Два основных вида психологической совместимости:

v психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности;

v социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Механизмы психологической совместимости:

Ø Подобие. Требования подобия чаще предъявляются к качествам, связанным с направленностью личности (социальные установки и ценностные ориентации, отношение к делу и другим людям, политические и религиозные взгляды, и т.д.).

Ø Взаимодополнение (комплиментарность) качеств взаимодействующих работников относится к качествам, определяющим динамику межличностного взаимодействия (стремление лидировать – готовность подчиняться).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: