РАБОЧИЕ ГРУППЫ И КОМАНДЫ
Рабочая команда – это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников. В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Достижение столь высокого уровня взаимодействия предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, трудную цель и командное вознаграждение.
Отличия сплоченных и слабо сплоченных групп:
Рабочая группа | Подлинная команда |
Сильный руководитель с четко определенными, ясными целями | Руководящая роль распределена между членами команды |
Индивидуальная ответственность | Индивидуальная и общая ответственность |
Формальное соответствие целей группы и организации | Специфические цели команды определяются внутри нее |
Индивидуальные результаты (продукты) труда | Коллективные результаты (продукты) труда |
Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий | Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по поводу решения проблем |
Непрямая оценка эффективности группы (например, через финансовый успех предприятия) | Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию |
Руководитель принимает решения, организует обсуждение и делегирует полномочия | Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу |
Руководитель должен уяснить, допускает ли (требует ли) характер выполняемых группой задач ее высокой сплоченности, нужно ли формировать из сотрудников сплоченную команду, или достаточно создать рабочую группу
|
|
Признаки высокосплоченных команд:
v группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу во взаимодействии;
v все члены группы работают на совесть, не отлынивают от работы;
v члены группы ориентируются на достижение общей цели;
v члены команды рационально используют ресурсы для достижения общих целей;
v члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу
¨ Поддерживающее окружение – менеджмент оказывает помощь в формулировании общих целей, обеспечивает организационно-техническую поддержку совместной деятельности, демонстрирует веру в способности членов групп.
¨ Квалификация и четкое осознание выполняемых ролей – участники имеют необходимую квалификацию и желание совместно участвовать в процессе труда; каждый из них осознает роли всех участников группы, их усилия направлены на достижение общекомандных целей.
|
|
¨ Сверхзадача – высшая цель, стремление к которой объединяет усилия сотрудников; эта цель быть достигнута только при объединении усилий группы и менеджмента компании.
¨ Командное вознаграждение – материальное и моральное вознаграждение имеет ценность для членов группы, воспринимается как засуженное и побуждает сотрудников к выполнению общих задач
Психологическая совместимость в группе – способность членов группы к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании; совокупность индивидуальных качеств участников группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.
Наличие психологической совместимости членов группы способствует их большей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.
Критерии оценки совместимости и срабатываемости:
1. Результаты деятельности.
2. Эмоционально-энергетические затраты ее участников.
3. Их удовлетворенность совместной деятельностью.
Два основных вида психологической совместимости:
v психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности;
v социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.
Механизмы психологической совместимости:
Ø Подобие. Требования подобия чаще предъявляются к качествам, связанным с направленностью личности (социальные установки и ценностные ориентации, отношение к делу и другим людям, политические и религиозные взгляды, и т.д.).
Ø Взаимодополнение (комплиментарность) качеств взаимодействующих работников относится к качествам, определяющим динамику межличностного взаимодействия (стремление лидировать – готовность подчиняться).