Концепция управления рисками
Виды возможных рисков
1. Любая деятельность в бизнесе связана с риском. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования, действуют в условиях полной или частичной неопределенности.
Чтобы получить поддержку инвесторов необходимо показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе.
В бизнес- плане необходимо дать ответы на вопросы:
1) насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски связанные с данным бизнесом.
2) сможет ли руководство фирмы разработать план действий в условиях неопределенности.
В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что если учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РИСКОВ:
- производственные, связанные с возможным невыполнением фирмой своих обязанностей по контракту
- финансовые, связанные с нарушением фирмой своих финансовых обязательств
- инвестиционные, связанные с возможным обесцениванием инвестиционного финансового портфеля.
- рыночные, связанные с возможным колебанием процентных ставок, курсов валютных ставок по кредитам и изменения законодательной базы и др.
Чаще всего в бизнес плане рассматриваются риски, являющиеся следствием причин:
-неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса
- реакция конкурентов (возможное снижение цен на аналогичную продукцию)
- сезонная цикличность объёмов продаж
- недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением.
-появление новых технологий, технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса.
- превышение производственных затрат над запланированными
- трудности в получении сырья, материалов и комплектующих
-цикличность потока наличности
В бизнес- плане риски делятся на 2 группы:
1) внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой - производственные риски, фин.,
2) внешние (экзогенные), которыми менеджеры управлять не могут.
Риски также делятся на:
- динамические - могут привести, как к убыткам, так и к прибыли
-статистические - только к убыткам.
Динамические риски связаны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем.
Статические риски связаны с потерей реальных активов (доходов) вследствие недееспособности предприятия
2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ включает в себя компоненты:
- Оценка степени риска - определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов негативно влияющих на результаты деятельности предприятия
- отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия
-разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.
В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, потребителей и т.д.
Выявление возможных рисков можно производить различными способами: от сложного анализа в математических моделях до интуитивных догадок.
В бизнес-плане необходимо стремится к количественной оценке риска. Существуют следующие количественные оценки риска:
1) статистический
2) метод экспертных оценок
3) аналитический метод
4) метод аналогий
Результаты оценки рисков могут быть представлены, как в абсолютных, так и в относительных величинах. В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ц/б, времени, имиджа и т.д.)
Причины возможных убытков могут быть разнообразными: от политических факторов экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы до форс-мажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.
Цена риска в общем виде
-прибыль при отсутствии данного риска,
- прибыль при наличии данного риска.
3. МЕРОПРИЯТИЯ:
Реагирование на возможные негативные последствия предусмотренную разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатывались альтернативные планы. Разработка альтернативных планов осуществляется в следующей последовательности:
- определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно влиять на бизнес
- определение масштабов их влияния на бизнес
- определение вероятности этого влияния
- разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки достижения которых свидетельствует о развитии неблагоприятных тенденций.
Альтернативный план должен определить, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации.
Наличие альтернативного плана свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовится к ним заранее.
Различаются внешние и внутренние способы снижения рисков.
ВНЕШНИЕ:
- делегирование части рисков партнерам по бизнесу
- хеджирование (заключение домостр. Договоров по определенным объемам поставок и ценам)
- внешнее страхование рисков
Хеджирование – способ снижения рисков хозяйственной деятельности по средствам заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции или материалов между поставщиком и потребителем.
По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции сырья по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию (сырье) и тем самым защищает себя от возможного снижения цен.
Услуги страховых компаний могут быть как стандартными, так и договоренными.
ВНУТРЕННИЕ:
- повышение качества и эффективности управления фирмой
- увеличение качества продукции
- диверсификация деятельности (изменение направления деятельности фирмы)
- лимитирование (ограничение верхнего придела инвестиций в определенные проекты)
- создание производственных запасов
- увеличение обоснованности и полноты информации.
Фирма также может снизить свои потери, используя метод самосохранения. Он связан с созданием специальных резервных фондов для покрытия убытков. Самосохранение применяется в том случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика, по сравнению с имуществом и финансовыми параметрами всего бизнеса. В том случае вероятность убытков не велика.