Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков

Концепция управления рисками

Виды возможных рисков

1. Любая деятельность в бизнесе связана с риском. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования, действуют в условиях полной или частичной неопределенности.

Чтобы получить поддержку инвесторов необходимо показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе.

В бизнес- плане необходимо дать ответы на вопросы:

1) насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски связанные с данным бизнесом.

2) сможет ли руководство фирмы разработать план действий в условиях неопределенности.

В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что если учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РИСКОВ:

- производственные, связанные с возможным невыполнением фирмой своих обязанностей по контракту

- финансовые, связанные с нарушением фирмой своих финансовых обязательств

- инвестиционные, связанные с возможным обесцениванием инвестиционного финансового портфеля.

- рыночные, связанные с возможным колебанием процентных ставок, курсов валютных ставок по кредитам и изменения законодательной базы и др.

Чаще всего в бизнес плане рассматриваются риски, являющиеся следствием причин:

-неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса

- реакция конкурентов (возможное снижение цен на аналогичную продукцию)

- сезонная цикличность объёмов продаж

- недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением.

-появление новых технологий, технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса.

- превышение производственных затрат над запланированными

- трудности в получении сырья, материалов и комплектующих

-цикличность потока наличности

В бизнес- плане риски делятся на 2 группы:

1) внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой - производственные риски, фин.,

2) внешние (экзогенные), которыми менеджеры управлять не могут.

Риски также делятся на:

- динамические - могут привести, как к убыткам, так и к прибыли

-статистические - только к убыткам.

Динамические риски связаны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем.

Статические риски связаны с потерей реальных активов (доходов) вследствие недееспособности предприятия

2. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ включает в себя компоненты:

- Оценка степени риска - определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов негативно влияющих на результаты деятельности предприятия

- отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия

-разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.

В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, потребителей и т.д.

Выявление возможных рисков можно производить различными способами: от сложного анализа в математических моделях до интуитивных догадок.

В бизнес-плане необходимо стремится к количественной оценке риска. Существуют следующие количественные оценки риска:

1) статистический

2) метод экспертных оценок

3) аналитический метод

4) метод аналогий

Результаты оценки рисков могут быть представлены, как в абсолютных, так и в относительных величинах. В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ц/б, времени, имиджа и т.д.)

Причины возможных убытков могут быть разнообразными: от политических факторов экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы до форс-мажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.

Цена риска в общем виде

-прибыль при отсутствии данного риска,

- прибыль при наличии данного риска.

3. МЕРОПРИЯТИЯ:

Реагирование на возможные негативные последствия предусмотренную разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатывались альтернативные планы. Разработка альтернативных планов осуществляется в следующей последовательности:

- определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно влиять на бизнес

- определение масштабов их влияния на бизнес

- определение вероятности этого влияния

- разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки достижения которых свидетельствует о развитии неблагоприятных тенденций.

Альтернативный план должен определить, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации.

Наличие альтернативного плана свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовится к ним заранее.

Различаются внешние и внутренние способы снижения рисков.

ВНЕШНИЕ:

- делегирование части рисков партнерам по бизнесу

- хеджирование (заключение домостр. Договоров по определенным объемам поставок и ценам)

- внешнее страхование рисков

Хеджирование – способ снижения рисков хозяйственной деятельности по средствам заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции или материалов между поставщиком и потребителем.

По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции сырья по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию (сырье) и тем самым защищает себя от возможного снижения цен.

Услуги страховых компаний могут быть как стандартными, так и договоренными.

ВНУТРЕННИЕ:

- повышение качества и эффективности управления фирмой

- увеличение качества продукции

- диверсификация деятельности (изменение направления деятельности фирмы)

- лимитирование (ограничение верхнего придела инвестиций в определенные проекты)

- создание производственных запасов

- увеличение обоснованности и полноты информации.

Фирма также может снизить свои потери, используя метод самосохранения. Он связан с созданием специальных резервных фондов для покрытия убытков. Самосохранение применяется в том случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика, по сравнению с имуществом и финансовыми параметрами всего бизнеса. В том случае вероятность убытков не велика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: