Основные свойства конституции

Сущность и содержание конституции

Наука конституционного права изначально выделяла формально-юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой, и занимающих верховное положение в системе законодательства.

Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции. По этому вопросу имеются различные теории, которые аналогичны тем, что возникли для обоснования сущности права в целом.

Одной из самых древних теорий является теологическая, согласно которой сущность права и соответственно конституции как основного закона государства заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни.

Другой, также достаточно старой и распространенной теорией; является трактовка сущности конституции как общественного договора. Суть общественного договора заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп и прослоек общества.

Теория общественного договора близка с теорией соотношения политических сил. С этой точки зрения конституция играет роль политического документа, т.е. выражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. Она была интерпретирована социалистами в качестве теории соотношения сил в классовой борьбе. Используя эту теорию, классики марксизма-ленинизма сделали вывод об антинародной сущности буржуазной конституции, выражающей интересы господствующих эксплуататорских классов. В противовес буржуазной конституции была предложена конституция социалистического типа, отражающая интересы и волю трудящихся. Формой их выражения на этапе построения социализма была конституция государства диктатуры пролетариата.

В противоположность марксистско-ленинской доктрины представители теории общественного договора и школ естественного права считали и считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней интересов народа и естественных прав людей, отражающих складывающийся опыт прогрессивного развития и постепенно формирующихся традиций. Именно естественно сформировавшиеся конституции отличаются стабильностью и настоящей гибкостью, так как, в отличие от конституций, спускаемых сверху («революционных» конституций, октроированных конституций и т.п.), они формируются в результате общенародного опыта.

Некоторые теории по мере развития цивилизации подверглись модификации. Так, узкоклассовое понимание сущности конституций социалистического типа трансформировалось в утверждение об общенародной сущности социалистической конституции в период констатации факта построения развитого социализма.

Любопытным оказался феномен слияния теологических воззрений, идей общественного договора и взглядов представителей естественного права в единую консолидированную идею о демократической и гуманистической сущности конституции как правового акта высшего разума, справедливости и общественно- политического идеала. К примеру, преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии начинается следующими словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленные желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».

Через теории о демократической и гуманистической сущности конституции и предлагается модель идеального. В реальную жизни эта модель, однако, не всегда воплощается в полной мере и еще более отходит от идеала в процессе реализации конституционных положений. Наряду с идеальной сущностью конституции важно увидеть ее реальную сущность, отражающую компромисс между идеальным и тем фактическим соотношением сил, которое сложилось на момент принятия конституции.

Цена этого компромисса может выразиться в отказе от определенных демократических ценностей, в некотором перекосе в балансе разделения властей и т.д. Однако, как правило, главная цель любой конституции или вносимых в нее изменений и дополнений – это нахождение консенсуса, поиск равновесия, стремление одновременно к стабильности и обновлению в целях даль­нейшего поступательного развития государства и общества.

Завершающий уровень, на котором проявляется сущность конституции, – это состояние фактической реализации закрепленных в основном законе положений. По уровню совпадения формальной и фактической конституций различают реальную и фиктивную конституции.

Сущность конституции предопределяет ее содержание. Вопрос содержания, т.е. предмета конституционного регулирования представляет собой один из наиболее интереснейших аспектов научного анализа в теории конституции. Посылка о том, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны, носит слишком абстрактный характер. Какправило, эти отношения структурируются и составляют такие группы, как основы конституционного строя и гражданского общества, правовое положение личности, форма государственного устройства, форма государственного правления и система государственных органов, система публичной власти и местного самоуправления.

Конституция как главный закон государства и общества – основной источник права конкретной страны имеет особые черты или свойства, которые можно подразделить на: 1) социально-политические; 2) правовые и 3) политико-правовые.

Основные социально-политические свойства конституции выражаются, в следующих признаках:

– особый субъект, который принимает (учреждает) конституцию, или от имени которого она принимается;

учредительный характер конституционных положений;

– широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования.

Главные правовые свойства конституции представляют собой:

– верховенство и высшая юридическая сила конституции;

– прямое действие и применение на всей территории rocyдарства;

– ядро правовой системы или основной источник права;

– усложненный порядок принятия, внесения изменений и поправок в конституцию;

– особая правовая охрана конституции.

Можно выделить и так называемые политико-правовые черты конституции. К ним относятся, в частности, легитимность конституции и стабильность основного закона государства и общества.

Некоторые авторы выделяют идеологическую значимость или идеологическую функцию конституции. Под идеологической функцией понимается ее способность выступать средством идеологического, духовного воздействия, а также ее воспитательная роль.

Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение. Иногда положения о принятой идеологии непосредственно закреплены в конституции.

Ссылка на идеологическое значение конституции должна быть достаточно осторожной. Во многих конституциях государств постсоветского пространства, включая Российскую Федерацию, непосредственно закреплен принцип идеологического многообразия. Поэтому смысл применения такого термина, как «идеология» должен нести иную содержательную нагрузку, чем та, что предусмотрена в современных конституциях. С определенной долей условности мы можем рассуждать об идеологии конституционализма, идеологии либеральной демократии и других универсальных теориях и концепциях плюрализма и гуманистического развития общества. Однако традиционно для отечественной государствоведческой школы XX в. термин «идеология» увязывается с использованием марксистско-ленинской доктрины классового деления общества. Поэтому целесообразнее сегодня говорить не об идеологических, а о гуманистических и воспитательных свойствах права, наиболее ярко проявляемых на примере действия Основного Закона государства и общества – конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: