Тема 3. Основы теории конституционализма
1. История развития конституции.
2. Понятие и признаки конституции.
3. Сущность и содержание конституции.
4. Основные свойства конституции.
5. Виды конституций.
6. Учение о конституализме.
Литература
1. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 12.07.1994 (в ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 11. – Ст. 1273.
2. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: моногр. / Н.М. Колосова. – М.: Юрист, 2000. – 279 с.
3. Наш долг – бережно относиться к Конституции: выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на торжественном приеме, посвященном 10-летию принятия Конституции РФ // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 3.
4. Полин, А.А. Конституционный процесс: проблемы и категории / А.А. Полин // Журнал российского права. – 2004. – № 1. – С. 101.
5. Пряхин, Т.М. Методологические проблемы формирования конституционной доктрины России / Т.М. Пряхин // Сравнительное конституционное обозрение. – 2004. – №4 (49). – С. 3.
6. Чиркин, В.Е. Российская Конституция и международный опыт / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 17-21.
Эбзеев, Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы / Б.С. Эбзеев // Государство и право. – 1998. – № 5. – С. 27-31.
Конституционное развитие России в период до Октябрьской социалистической революции 1917 г. проистекало по законам постепенного ограничения самодержавия, и было подвержено влиянию российских традиций в общественном и государственном строе.
Первым правовым шагом на пути перехода России от неограниченной к конституционной монархии стало принятие Манифеста от 6 августа 1905 г., учредившего Государственную Думу, – первый русский парламент с совещательными функциями. Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» упрочил институт парламентаризма в России, наделив Государственную Думу законодательными функциями.
Однако преобразование 20 февраля 1906 г. Государственного Совета в верховную законодательную палату, издание 8 марта 1906 г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906 г. сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной Думы. В перерывах между заседаниями Госдумы законодательные функции передавались императору с тем, чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Госдумы.
Государственная Дума избиралась на 5-летний срок, по истечении которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Члены Госдумы пользовались свободой суждений и не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей и не подлежали административной ответственности.
К предмету ведения Госдумы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменения, дополнения, приостановления их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог и т. д. Государственная Дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями.
В ходе февральской революции 1917 г. монархия была свергнута. Император Николай II отрекся от престола, и Государственная Дума сформировала Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Правительство проводило курс на недопущение в стране диктатуры и созыв Учредительного собрания.
1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Государственная Дума сложила свои полномочия.
Временное правительство готовило конституционную реформу. Созывались конституционные совещания. Большую работу проводили в этом направлении известные русские ученые: Б.Н. Чичерин, А.С. Алексеев, С.А. Котляревский и др. Но они не успели создать теорию Российского республиканизма, а Временное правительство не смогло провести все это в жизнь, так как слишком малым оказался этот период, сменившийся затем советской эпохой.
В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает стабильность общественного строя.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию.
Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципами преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер.
Конституция РСФСР 1918 г. – первая конституция, принятая вскоре после роспуска Учредительного собрания, имела следующие особенности:
1. Она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.
2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер, напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Она лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).
3. Конституция отличалась значительным количеством программных положений (о федеративном устройстве России, фиксировании некоторых прав граждан с возможностью их реализации). Она включала некоторые установления ориентированные на все мировое сообщество.
4. В Конституции открыто признавалось применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций.
5. С юридической точки зрения Конституция 1918 г. была в значительной части несовершенной.
Новизна содержания Конституции 1925 г. заключается в следующем:
1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР;
2. В связи с образованием субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определявшие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР.
Принятие Конституции 1937 г. объяснялось вступлением страны в новый этап – этап построения основ социализма, полной ликвидацией эксплуататорских классов, т. е. фактическим уходом с исторической арены тех слоев населения, которые противились установлению власти трудящихся.
На этом этапе конституции СССР, а также РСФСР и других союзных республик отличают следующие черты:
1. Они сохранили классовую сущность, воплощая диктатуру пролетариата, но было отменено лишение граждан политических прав по социальному признаку, введено всеобщее равное избирательное право.
2. В конституциях были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Впервые получило закрепление право на труд.
3. Для конституций этого этапа характерно закрепление руководящей роли коммунистической партии.
4. Республиканские конституции впервые утверждались как «конституции построенного социализма».
5. С юридической стороны конституции этого периода приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты.
6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто закреплены принципы ее вхождения в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституции РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из СССР.
7. Полнее в Конституции РСФСР 1937 г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству.
Конституция РСФСР 1978 г. на протяжении своего 15-летнего срока претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности, поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия.
В первое 10-летие новую конституционную систему СССР характеризовали следующие черты:
1. Принятие всех республиканских конституций отразило новый этап – этап «развитого социализма», означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, Конституция не утрачивала классового характера.
2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они откровенно отражали роль коммунистическойпартии. Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу.
3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя новые права (право на жилище, охрану здоровья и т. д.).
4. Конституция 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.
5. Конституция 1978 г. значительно изменилась структурно. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Она стала более объемной.
6. В плане федеративного устройства Конституция 1978 г. не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные.
7. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.
Последующие процессы реформирования Конституции 1978 г., начавшиеся в 1989 г., были ознаменованы принятием Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».
Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Это выразилось в следующих нововведениях:
а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного;
б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы;
в) признание приоритета прав человека и гражданина;
г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной;
д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.
Все республики, в том числе и РСФСР, приняли декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.