Подзаконные акты. Многочисленную группу нормативных правовых ак­тов-источников конституционного права составляют подзаконные акты

Многочисленную группу нормативных правовых ак­тов-источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституцион­ного права являются не все они, а только те, которые регули­руют общественные отношения, составляющие предмет ве­дущей отрасли права. К ним относятся:

1. Указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы гла­вы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награж­дении государственными наградами, о помиловании, об отре­шении от должности главы региона и т.п.), равно как и распо­ряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федера­ции», от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положе­ния в определенных местностях и др.

2. Постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и феде­ральным законам, но и указам Президента РФ, который впра­ве отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы.

3. Ведомственные акты (приказы, положения, инструк­ции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны проти­воречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министер­ства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрацион­ного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свобо­ду передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т.п.

4. Акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

5. Иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных пра­вительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т.п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: