Стадии профессионального становления личности

Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека (35 - 40 лет).

Рассмотрим с тадии профессионального становления личности:

Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (О-12 лет).

Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил назва­ние оптации. Особенность социальной ситуации раз­вития заключается в том, что юноши и девушки нахо­дятся на завершающем этапе детства - перед нача­лом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профес­сиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявля­ется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Соци­альная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимо­отношениями в коллективе, большей социальной не­зависимостью, политическим и гражданским совер­шеннолетием. Ведущая деятельность - профессио­нально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профес­сиональной подготовки зависит от типа учебного за­ведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

Стадии профессионального становления личности

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
  Аморфная оптация (0-12 лет) Оптация (12-16 лет) Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная адаптация (18-25 лет) Первичная профессионализация Вторичная профессионализация Профессиональное мастерство Профессионально ориентированные инте­ресы и склонности Профессиональные намерения, выбор пу­ти профессионального образования и про­фессиональной подготовки, учебно-про­фессиональное самоопределение Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, го­товность к самостоятельному труду Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профес­сиональной деятельности, профессио­нально важные качества Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констел­ляции, индивидуальный стиль деятельно­сти. Квалифицированный труд Профессиональный менталитет, иденти­фикация с профессиональным сообщест­вом, профессиональная мобильность, кор­поративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность Творческая профессиональная деятель­ность, подвижные интегративные психо­логические новообразования, самопроек­тирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального раз­вития

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном кол­лективе, иная социальная роль, новые социально-эко­номические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социаль­но-профессиональную адаптацию - освоение систе­мы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и само­стоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все боль­ше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устой­чивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приво­дит к формированию новой системы отношений лич­ности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социаль­ной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специ­алиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индиви­дуализация технологий выполнения деятельности, вы­работка собственной профессиональной позиции, вы­сокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессио­нализации, на котором происходит становление про­фессионала. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работни­ку присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творчес­кими потенциями, развитой потребностью в самоосуще­ствлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства и станов­ления акме-профессионалов. Для нее характерны вы­сокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполне­ния деятельности, изменении устоявшихся взаимоотно­шений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в не­удовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась [2, с. 44-46].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: