Говорящие животные

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ

Человеческая речь — лишь малая часть коммуникативных средств ти­па чириканья, шипенья, рычания, фырканья, свиста, жужжания и им по­добных, которые можно встретить в царстве животных. При этом у живот­ных и насекомых'за каждым сигналом закреплено определенное значение, и комбинации сигналов, которые могли бы образовать более сложные структуры, не встречаются.

Людей давно привлекала возможность научить животных использовать человеческий язык.

В 1940-х годах самку-шимпанзе воспитывали вместе с ребенком. Через три года обезьяна Вики смогла произносить только 4 английских слова: mama, papa, up, cup.

Обезьяну по имени Сара обучали языку с помощью 130 магнитных карточек, среди которых были обозначение цвета ("красный", "синий"), фруктов ("банан", "персик"), действия ("мыть", "резать, "брать"), неко­торые синтаксические функции (в частности, "вопрос"). Типичной фразой могло быть: "Вопрос банан красный", на что Сара отвечала отрицательно.

Шимпанзе Лану учили простому искусственному языку, в котором бы­ло семь цветных и девять геометрических форм, обозначающих объекты и действия. Лана должна была нажимать определенные клавиши на клавиа­туре компьютера, чтобы создать предложение типа "Пожалуйста, машина, дай молока". Лана порождала сотни предложений такого рода.

В 1964 году была сделана попытка научить дельфина так выдыхать воздух, чтобы получаемые звуки имитировали звуки человеческого языка. Молодой самец-дельфин Элвар научился производить звуки типа "squirt" (что по-английски значит "струйка").

В 1979 г. была разработана специальная программа для двух дельфи­нов. Феникса учили пониманию звукового языка, Акекамаи — жестовому. Их научили 30 словам — именам объектов, действий и даже прилагатель­ным. Дельфины научились приносить трубу и/или обруч, а также выпол­нять действия типа "Поднеси обруч к трубе". Это позволило утверждать, что дельфины могут усвоить порядок слов.

В 1966 г. была сделана попытка научить детеныша шимпанзе модифи­цированному американскому языку глухонемых. Через четыре года Вашо уже использовала 130 жестов и порождала двух-г и трехсложные высказы­вания типа "Go sweet" (буквально 'Идем сладкое", что значило в контексте эксперимента "Пойдем за клубникой") и "Open food drink" ("Открыть <холодилъник, где есть> еда <и> пить').

Горилла Коко использовала 375 жестов американского языка глухоне­мых и известна тем, что создала такие метафоры как глаз-шляпа для мас­ки, белый-тигр для зебры и палец-браслет для кольца. Шимпанзе, которо­го назвали Nim Chimpsky (что пародировало имя Noam Chomsky), обучали модифицированному языку глухонемых. Обезьяна смогла создавать двух-, трех- и четырехсловные предложения типа "Еще пить", "Развлеки Нима", "Банан есть Ним", "Есть, пить, есть, пить", 'Банан мне есть банан".

Хомский полагал, что животные не могут говорить в силу отсутствия у них языковых способностей, не относящихся к собственно интеллектуаль­ным. По мнению Пиаже и большинства других ученых, у животных отсут­ствует общий интеллект, необходимый для обучения сложному языку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: