Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя

Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяй­ства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, совре­менное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, при котором свободное предпринимательство служит ос­новой и источником процветания. Но лишь на рубеже XIX и XX вв. эконо­мисты признали решающее значение этого фактора производства для экономического прогресса. Альфред Маршалл добавил к трем класси­ческим факторам производства - труду, капиталу и земле - четвертый - организацию, а Йозеф Шумпетер в книге "Теория экономического раз­вития" дал этому фактору современное его название - предпринима­тельство.

Шумпетер называл предпринимателем такого организатора про­изводства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит делать не то, что дела- ют другие...и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относил:

1) создание нового, еще незнакомого потребителю материально­го блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использо­вание прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, например, монополии или, наоборот, преодоление ее.

Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений и тем самым обеспечивая экономической рост, предприниматель становит­ся, по словам Шумпетера, "созидающим разрушителем".

Объектом предпринимательства является осуществление наибо­лее эффективной комбинации факторов производства с целью макси­мизации дохода. Создание всевозможных новых способов комбина­ции экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, является глав­ной задачей предпринимателя и отличает его от обычного хозяйствен­ника.

В современной литературе принято выделять три функции пред­принимателя.

Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятель­ности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умения­ми).

Вторая функция - организаторская. Ее сущность: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.

Третья функция - творческая, связанная с организационно-хозяй­ственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции.

Чтобы успешно выполнять эти функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мыш­лению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение орга­низовать и повести за собой коллектив.

Вознаграждением услуг предпринимателя является прибыль. В экономической теории существует несколько подходов к определению источников образования прибыли.

Согласно первому из них - бухгалтерскому - прибыль трактуется как разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, произведенными им в процессе производствен­ной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равно­весной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в ка­честве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от зарплаты и от процента на капи­тал.

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функций предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. Таким образом, под чистой (экономической) при­былью в экономической теории принято понимать избыток над процен­тной ставкой, над рентными платежами, над ставкой заработной платы, над нормальной предпринимательской прибылью. Это своеобразная "зарплата предпринимателя".

Часто прибыль рассматривают как своеобразную плату за риск, с которым сопряжена предпринимательская деятельность.

И, наконец, прибыль рассматривается как монопольный доход. Крупная фирма может получить его установлением более высоких цен на рынке, а, следовательно, с помощью завоевания этого рынка и пре­вращения совершенной конкуренции в несовершенную.

Конкретную оценку прибыли можно произвести как разницу между общими доходами предприятия и его совокупными издержками. Иными словами, прибыль можно определить как чистый доход, или доход без учета затрат и налогов. Поэтому, когда статистики рассчитывают при­быль, они обычно суммируют общую стоимость продаж предприятия (вы­ручку) и из нее вычитают все издержки (заработная плата, стоимость материалов и энергии, арендная плата, проценты по ссудам и т.п.), а также налоги.

Таким образом, предпринимательский доход (экономическая при­быль) состоит из двух частей:

1) нормальной прибыли предпринимателя, входящей в состав внут­ренних (альтернативных) издержек, которая представляет собой мини­мальный доход, необходимый для продолжения функционирования фирмы в выбранной сфере деятельности;

2) чистого дохода предпринимателя - части прибыли, оставшейся в распоряжении предпринимателя после выплаты процентов за ссуду.

Важным показателем, характеризующим экономические результа­ты деятельности фирмы, является норма прибыли - доля прибыли в выручке от реализации или доля прибыли в цене изделия.

В любом случае надежда на получение прибыли является стиму­лом технического прогресса, перераспределения капиталов по отрас­лям производства. Ожидание прибыли стимулирует наиболее эффек­тивное распределение и использование ресурсов, снижение издержек производства, освоение новых технологий, рост инвестиций в эконо­мику, увеличение производства и занятости, а в конечном счете, эконо­мический рост и более полное удовлетворение потребностей людей. Как сказал И. Шумпетер, "без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".

В западных странах определены перспективные направления предпринимательства в XXI столетии. Так, в Японии ставка делается на информационный бизнес, в Германии, Великобритании и Франции - на промышленные технологии (считается, что тот, кто силен в промышленном производстве, будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания - наращивание интеллектуально­го уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.

1. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: