Год утверждения или пересмотра стандарта.
Порядковый номер стандарта;
Шифр подсистемы;
Стандарты безопасности труда;
Действующие Госты, которые принадлежат к системе стандартов безопасности труда (ССБТ) имеют шифр системы 12.
ССБТ — это комплекс взаимосвязанных нормативных документов, содержащих требования, направленные на поддержание высокого уровня безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности в процессе работы.
Важнейшие положения ССБТ сформулированы в ГОСТ 12.0.001—82.
ССБТ разделяются на 5 квалификационных групп, которым предоставлен следующий шифр подсистемы:
0 — организационно методические стандарты (например, ГОСТ 12.0.001—82. ССБТ. Основные положения).
Стандарты подсистемы 0 определяют:
- организационно-методические основы стандартизации в отрасли безопасности труда (цели, задачи и структуры системы, внедрения и контроль соблюдения стандартов ССБТ, терминология в отрасли безопасности труда, классификация ОВПФ и тому подобное);
- требования к организации работ, направленных на создание безопасности труда (учеба работающих норм и требований безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки безопасности труда и тому подобное).
|
|
1 — стандарты требований и норм по видами опасных и вредных производственных факторов (например, ГОСТ 12.1.003—83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности).
Стандарты подсистемы 1 определяют:
- требования к видам ОВПФ;
- предельно-допустимые значения их параметров и характеристик;
- методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
- методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
2 — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию (например, ГОСТ 12.2.061—81. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам).
Стандарты подсистемы 2 определяют:
- общие требования безопасности к производственному оборудованию;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
3 — стандарты требований безопасности к производственным процессам (например, ГОСТ 12.3.009—76. ССБТ. Работы разгрузочные. Общие требования безопасности).
Стандарты подсистемы 3 определяют:
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
4 — стандарты требований к средствам защиты работающих (например, ГОСТ 12.4.089—86. ССБТ. Строительство. Пояса предохранительные. Общие технические требования).
Стандарты подсистемы 4 определяют:
- требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
|
|
- требования к методам контроля и оценки средств защиты;
- классификацию средств защиты.
5 — стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.
Стандарты системы 5 определяют:
- общие требования к зданиям и сооружениям, которые позволяют поддерживать надлежащий уровень безопасности людей, которые в них работают;
- общие требования к зданиям и сооружениям, которые гарантируют высокий уровень безопасности во время их возведения, эксплуатации, ремонта и реконструкции;
Стандарты ССБТ подсистем "0,2,3,4" могут быть государственными отраслевыми и республиканскими, а подсистемы "0" также и стандартами предприятий (объединений).
Отраслевые и республиканские стандарты устанавливают требования, нормы и правила в соответствии с государственными стандартами с учетом особенностей безопасности труда в отрасли или в республике. Стандарты подсистемы "1", как правило, должны быть государственными.
Проработка, рассмотрение, согласование и утверждение государственных стандартовпо безопасности труда в строительной отрасли осуществляется в плановом порядке как составная часть ССБТ.
Государственные стандарты, которые признаны действующими на Украине, обязательны для всех предприятий и организаций во всех отраслях промышленности.
Действующие сегодня в Украине нормативно-правовые акты по охране труда приведены в "Государственном реестре нормативно-правовых актов об охране труда" (Реестр НПАОП).
Вопросы безопасности труда в строительстве регламентированы следующими основными документами:
ДБН А.3.2-2: 2009 ССБТ «Охрана труда и промышленная безопасность в строительстве. Основные положения»;
ДБН А. 3.1-5-96 "Организация строительного производства";
НПАОП 0.00-1.03-02 "Правила строения и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов";
НПАОП 0.00-1.07-94 "Правила строения и безопасной эксплуатации сосудов, которые работают под давлением";
НПАОП 0.00-1.21-98 "Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей";
НПАОП 0.01-1.01-95 "Правила пожарной безопасности в Украине";
НПАОП 0.00-1.21.98 "Правила безопасной эксплуатации электроустановок потребителей".
Вопросы по производственной санитарии регламентированы документами:
СН 245-71 "Санитарные нормы проектирования промышлен-ных предприятий";
ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требова-ния к воздуху рабочей зоны".
ГОСТ 12.1.003-83* "Шум. Общие требования безопасности".
ГОСТ 12.1.012-90 "Вибрация. Общие требования безопасносности" и др.
Государственные отраслевые нормативные акты по охране труда (СОУ) - это нормативные акты, действие которых распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые принадлежат к определенной отрасли.
Отраслевые нормативные документы по охране труда предприятий и учреждений конкретной отрасли (министерства или другой управленческой структуры) разрабатываются и утверждаются по установленноу порядке учреждениями этой отрасли по согласованию с профсоюзом.
Работодатели на основе НПАОП разрабатывают и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты по охране труда, которые действуют в пределах предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Рекомендациями Госнадзорохрантруда по применению "Порядка разработки и утверждения владельцем нормативных актов по охране труда, которые действуют на предприятии", утвержденного приказом Госнадзорохрантруда № 132 от 12.12.1993 г., к основным нормативным актам предприятия принадлежат:
— Положение о системе управления охраной труда на предприятии;
— Положение о службе охраны труда предприятия;
— Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;
|
|
— Положение о работе уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда;
— Положение об учебе, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда;
— Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума;
— Приказ о порядке аттестации рабочих мест по их соответствию нормативным актам по охране труда;
- Положение об организации предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
— Положение о санитарной лаборатории предприятия;
— Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ;
- Инструкции о порядке сварки и проведения других огневых работ на предприятии;
— Общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности;
— Перечень работ с повышенной опасностью;
— Перечень должностей должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предыдущую и периодическую проверку знаний по охране труда;
- Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания;
— Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях;
— Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Владельцы предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы разрабатывают на основе нормативно-правовых актов и утверждают собственные нормативные акты по охране труда, которые действуют на данном предприятии, учреждения, организации.
Нормативные акты предприятия конкретизируют требования нормативно-правовых актов и не могут содержать более низкие требования по охране труда, чем те, которые содержатся в государственных нормах.
Что входит в компетенцию нормативных актов предприятия?
- организация управления охраной труда на предприятии;
- определение обязанностей, прав и ответственности служб и должностных лиц за соблюдением функций по охране труда;
|
|
- обеспечение перспективного и текущего планирования работы по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, устранение причин травматизма профессиональных и производственно - обусловленных заболеваний;
- организация лабораторных исследований условий труда, аттестация рабочих мест на соответствие действующим нормативам по охране труда;
- внесение требований нормативно-правовых актов по охране труда в технологическую и конструкторскую документацию, установление порядка проведения экспертизы этой документации относительно полноты изложения этих требований;
- организация правильной эксплуатации объектов повышенной опасности (кранов, сосудов, которые работают под давлением и тому подобное);
- организация проведения инструктажей, учебы и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, внедрения четкой системы допуска к работам с повышенной опасностью;
- установление правил безопасного выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках и рабочих местах;
- проработка, согласование в установленном порядке и утверждение мероприятий по обеспечению безопасности работников на определенных работах в случае отсутствия в нормативно правовых актов по охране труда конкретных требований;
- определение мероприятий по пожарной безопасности;
- организация обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, моечными и обеззараживающими средствами, а также лечебно-профилактическим питанием, молоком, газированной подсоленной водой и тому подобное;
- организация проведения предварительного (при устраивании на работу) и периодических медицинских осмотров работников определенных категорий;
- установление порядка ознакомления работника, с которым заключается трудовое соглашение, с условиями труда на предприятии, возможностью вредного влияния на здоровье, льготами и компенсациями за работу во вредных условиях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором;
- определение порядка информирования работающих об изменениях в нормативных актах в течение действия трудового договора.
Для проработки, согласования, утверждения нормативных актов предприятияпо приказу владельца создается комиссия или рабочая группа, определяются сроки, исполнители и руководители.
Разрабатывается план проработки нормативного акта, который утверждается владельцем. Проект нормативного акта предприятия по охране труда согласовывается со службой охраны труда этого предприятия и юрисконсультами, с другими заинтересованными службами, профсоюзами. На предприятии должны быть нормативно-правовые акты, которые охватывают все вопросы связанные с выполнением функций и заданий системы управления охраной труда.
Регистрация и учет нормативных актов по охране труда, действующих в пределах предприятия, осуществляется в порядке, установленном владельцем, если другое не предусмотрено законодательством. Утвержденные в установленном порядке нормативные документы для работников регистрируются службой охраны труда предприятия в соответствующем журнале и выдаются руководителям подразделений под роспись. Каждый руководитель подразделения предприятия должен иметь комплект действующих инструкций для работников всех профессий и видов работ на данном участке.
СОУ обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строительной). Они обязательны только для предприятий и организаций министерства, которое утвердило эти стандарты.
В случае, если стандарт перестает соответствовать изменившимся условиям, его пересматривают. В стандарте указывается срок его действия (годен до такого-то числа такого-то года), а так же вместо какого стандарта он введен.
Общее руководство работой по организации внедрения стандартов безопасности трудаосуществляется директором или главным инженером завода, а организационно-методическое руководство внедрением — службой стандартизации при участии службы охраны труда.
Отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды разрабатываются на пять лет. Основанием является постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении Национальной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.
Главной целью отраслевой программы является реализация мероприятий отраслевого значения по созданию безопасных и безвредных условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях отрасли путем выполнения конкретных задач организационного, материально-технического, научного и правового обеспечения деятельности в сфере охраны труда, дальнейшего усовершенствования управления охраной труда.
В условиях перехода предприятий отрасли к рыночным отношениям, приватизации, децентрализации и коммерциали-зации производств, актуальность сохранения прав работников на здоровые и безопасные условия труда очевидна.
Отраслевая программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды направлена на разреше-ние следующих вопросов:
- несоответствие машин, механизмов и транспортных средств требованиям охраны труда в процессе производства;
- несоответствие существующих средств производства санитар-ным нормам и нормативам производственной среды и трудового процесса;
- неудовлетворительные условия труда на ряде производств;
- недостаточная обеспеченность работающих средства-ми индивидуальной и коллективной защиты работающих;
- недостаточный уровень подготовки работающих и специ-алистов по вопросам охраны труда;
- отсутствие в необходимом объеме внедрения научно-технических разработок в сфере охраны труда;
- недостаточная организация работ по информационно-му обеспечению и пропаганде охраны труда;
- неэффективность контроля за реализацией мероприятий по условиям и охране труда отраслевых соглашений.
Т. о. «Отраслевая программа…» реализует государственную политику в области охраны труда, направлена на комплексное решение проблем охраны труда, обеспечение приоритета жизни и здоровья работников строительной отрасли, их социальной защиты, создание безопасных и безвредных условий труда на производстве и основывается на анализе современных тенденций научно-технического прогресса, существующих проблем охраны труда, а также изменений в системе государственного управления, и состоит в:
- создании действенных механизмов защиты прав работаю-щих;
- разработке механизма формирования приоритетных напра-влений науки и техники по вопросам охраны труда и выбора конкретных стратегических направлений;
- концентрировании ресурсов на приоритетных направле-ниях развития науки и техники в сфере охраны труда;
- обеспечении конкурентоспособности научно-технических разработок и их соответствия уровню международных требований;
- максимальном использовании достижений мировой и
отечественной науки и международного научно-технического
сотрудничества по вопросам улучшения охраны труда и его
нормативно-правовой, научной и материально-технической базы.
Основными задачами Отраслевой программы являются:
- усовершенствование нормативно-правовой базы по воп-росам безопасности труда;
- разрешение приоритетных медицинских проблем охраны труда;
- информационное обеспечение предприятий отрасли по вопросам охраны труда;
- устранение вредных и опасных факторов на рабочих местах;
- создание средств диагностики оборудования и предупре-ждение аварий, средств и систем коллективной защиты работников;
- осуществление целевых мероприятий по защите работни-ков от поражения электрическим током при обслуживании электроустановок, линий электропередач и контактной сети;
- усовершенствование информационно-аналитической дея-тельности в сфере охраны труда.
Разрешение задач Отраслевой программы обеспечит улуч-шение состояния охраны труда в строительной отрасли и будет содействовать улучшению условий и охраны труда, уменьше-нию количества аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отраслевая программа включает в себя мероприятия струк-турных подразделений строительной отрасли по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и направлена на постепенное приведение нормативной базы к требованиям директив Европейского Союза и Международной Организации Труда.
Финансирование мероприятий Отраслевой программы осуществляется Фондом социального страхования в соответствии со ст. 25 Закона Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой утрату трудоспособности" из средств, направленных на реализацию отраслевых мероприятий улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды предприятий, предусмотренными соглашениями между Министерством транспорта и отраслевыми профсоюзами, и других источников, не запрещенных законодательством.