Руководитель-организатор системы управления и трудового коллектива

Важно помнить, что хороший организатор - это не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо ра­ботают подчиненные. Задача руководителя состоит в том, чтобы умен, находить людей, способных выполнять опре­деленную работу, и уметь проверять их работу.

По мере того как организации и задачи становятся сложнее, руководителям приходится прикладывать все больше усилий для достижения результатов и повышения эффективности работы своих коллективов. Для достиже­ния высоких показателей в работе коллектива современ­ный руководитель нуждается в эффективных организатор­ских навыках, среди которых в специальной литературе выделяют четыре группы:

¨ способности по формированию коллективов;

¨ исполнение роли лидера коллектива;

¨ умение повышать уровень развития коллектива;

¨ способности к преодолению трудностей, препятст­вующих эффективной работе коллектива.

Эффективное руководство предполагает, что люди со­вместно координируют ресурсы, определяют задачи, вы­двигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть огромные новые возможности, коллективный подход - решать про­блемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются воз­можности для появления стрессовых ситуаций.

Организация эффективно работающего коллектива - сложный и трудоемкий процесс. Коллектив живет собст­венной деловой и эмоциональной жизнью. Его нельзя соз­дать без усилий, целеустремленности и доверия. Органи­зующая роль руководителя проявляется, прежде всего, в функциях координации. На основе стоящих перед органи­зацией целей и задач он призван обеспечить согласован­ные и целенаправленные действия подчиненного ему пер­сонала.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Рас­становка кадров должна помогать раскрытию личных спо­собностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руко­водителю, его умению учитывать индивидуальные способно­сти, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к лю­дям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зави­сит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние ока­зывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений меж­ду людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психоло­гическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств. Различают два вида психологической совместимости:

¨ психофизиологическую, которая подразумевает сход­ство в направленности психофизиологических реак­ций, синхронизацию темпа психической деятельности людей;

¨ социально-психологическую, которая является следст­вием оптимального сочетания типов поведения челове­ка и основывается на интересах, потребностях, ценно­стных ориентациях и т.д.

Различные виды управленческой деятельности связа­ны с различной психофизиологической и социально-психо­логической совместимостью.

Роль руководителя в организации коллектива во мно­гом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследова­ния показали, что руководителю зачастую мешает - эффек­тивно выполнять свои функции неспособность сотрудни­чать с людьми.

При создании коллектива нужно начинать с постанов­ки ясных целей. В развитии коллектива в целом и отдель­ных работников важное значение имеют как краткосроч­ные, так и долгосрочные перспективы. Постановка перед коллективом задач, требующих активной работы всех чле­нов и связанных с профессиональным ростом, создает бла­гоприятный климат, сплачивает коллектив, дает возмож­ность раскрывать по-новому его потенциал.

Руководитель должен быть в курсе потребностей сво­их работников и иметь четкую программу создания кол­лектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способ­ности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало вы­полняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной дея­тельности.

По мере развития коллективы проходят определенный ряд последовательных этапов.

На первом этапе происходит притирка людей, они присматриваются друг к другу, определяя свое место в коллективе. Творческая коллективная работа практически отсутствует, а взаимодействие происходит формальным образом. Поэтому на первом этапе организаторская роль руководителя состоит в сплочении персонала организации.

На втором этапе в ходе конкурентной борьбы за ли­дерство возникают разного рода группировки, разногла­сия, проявляются сильные и слабые стороны людей. Кол­лектив ищет пути для достижения согласия и улучшения взаимоотношений. Роль руководителя в данной ситуации состоит в создании условий для скорейшего преодоления конфликтов, в управлении этими процессами.

Третий этап - экспериментирование - характерен по­иском новых методов работы. На этом этапе проявляется тенденция к экспериментированию, возрастает потенциал коллектива. Задача руководителя состоит в том, чтобы позволить реализовать накопленную энергию, способности и ресурсы людей в реальное повышение производительно­сти труда.

На четвертом этапе - роста эффективности - в зависи­мости от конкретных задач управленческие функции пере­ходят от одного работника к другому. Накопленный опыт успешного решения проблем и использования ресурсов позволяет максимально эффективно осуществлять работу. Возникающие проблемы рассматриваются реалистически, а решение осуществляется творчески.

Последний, пятый этап - зрелости - характерен тем, что коллектив демонстрирует значительные стабильные результаты работы и устанавливает высокие стандарты поведения. В коллективе формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, отноше­ния складываются в основном неформально, межличност­ные разногласия быстро устраняются.

Основная задача руководителя - помочь своим работ­никам успешно пройти все стадии развития на пути к зре­лости, полностью раскрыть свой потенциал, расширить границы полномочий в процессе выполнения людьми сво­их обязанностей.

Проведенный специалистами анализ эффективности работы организаций позволил выявить некоторые ограни­чения, которые чаще всего препятствуют эффективной работе коллектива

Непригодность руководителя. Руководитель либо не способен по своим личным качествам, либо не желает ис­пользовать коллективный подход, сплотить сотрудников, настроить их на эффективные методы работы.

Неквалифицированные сотрудники. Это связано с несбалансированностью функций работников, отсутствием сочетания профессиональных и человеческих качеств. Для эффективного функционирования группы предлагается следующее распределение ролей: "поставщики идей", "аналитики", "направляющие", "планирующие", выполняющие роль "сдерживающего фактора" и несколько ис­полнителей. В зависимости от специфики коллектива оп­ределяется комбинация ролей. При этом допускается со­вмещение одним сотрудником нескольких из перечислен­ных ролей.

Неконструктивный климат. Наличие людей с раз­личными ценностными установками и жизненными пла­нами. Отсутствие преданности задачам коллектива и высо­кой степени взаимной поддержки в сочетании с заботой о благосостоянии отдельных членов группы.

Нечеткость целей. Отсутствие ясного видения целей приводит к недостаточному согласованию личных и кол­лективных целей, неспособности руководителей и членов коллектива к компромиссу. Как следствие, необходимо периодически корректировать поставленные цели, чтобы работники не теряли представления о перспективах своей деятельности и ожидаемых результатах.

Низкие результаты работы. Если при положитель­ном климате и эффективном руководстве не удается полу­чить результаты, отвечающие потребностям организации, то такой коллектив не оправдывает своего существования. Повышение результативности работы группы способству­ет высокой самооценке членов коллектива и росту личных профессиональных качеств, позволяет человеку почувст­вовать свою ценность.

Неэффективность методов работы. Методы работы должны обеспечивать эффективный процесс принятия решений в коллективе. Поэтому большое значение имеют правильная организация сбора и представления информа­ции, взаимосвязи внутри и вне коллектива, эффективность распоряжения ресурсами, принятие правильных и своевременных решений.

Нехватка открытости и наличие конфронтации. Свободная критика, обсуждение слабых и сильных сторон проделанной работы, существующих разногласий не должны нарушать делового этикета и вызывать конфрон­тацию. Ночи тинное соперничество продуктивно, однако существует реальная опасность перерастания его в конфликт. При этом если позитивный конфликт может при­вести к ослаблению напряженности, открытости, улучше­нию отношений и росту доверия, то негативный конфликт создаст атмосферу недоверия и враждебности. Необходима особая подготовка, как персонала, так и руководителя.

Недостаточный профессионализм и культура со­трудников. Каждый руководитель желает иметь в коллек­тиве сильных сотрудников, с высоким уровнем индивиду­альных способностей. Среди основных характеристик со­трудника выделяют его способность управлять своими эмоциями, быть готовым ясно излагать свое мнение, изме­нять свою точку зрения под воздействием аргументов и т.д.

Низкие творческие способности персонала. Непре­менным условием развития организации являются наличие творческих способностей у работников и возможности реализовать их творческий потенциал, умение выделить и поддержать интересные предложения и идеи, наличие воз­можности использовать жизненные силы и энтузиазм лю­дей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: