Скрытая форма диалога

Названные выше приемы призваны вызвать интерес аудито­рии или сохранить внезапно ускользающее ее внимание, но они не достаточны для установления прочного контакта между оратором и слушателями. Для последнего необходимо то, что обеспечивает взаимодействие на протяжении всей речи. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, проявляюща­яся в самой структуре речи. Она позволяет достичь эффек­та сопереживания.

Возможны разные формы сопереживания. Интеллекту­альное сопереживание—это совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает свою точку зре­ния и как бы “публично” мыслит, т. е. вслух, при всех. Слу­шатели следят за его рассуждениями и совершают ту же мысли­тельную работу, включаясь в процесс творческого восприятия. Эта манера публичной речи носит название “мышление вслух”. (Термин принадлежит русскому юристу и педаго­гу Л. И. Петражицкому.) Оратор размышляет вместе со слуша­телями, ставит различные вопросы, сопоставляет факты, точки зрения, полемизирует с оппонентами (воображаемыми или дей­ствительными), включает слушателей в процесс творческого вос­приятия речи.

Об эффективности такого “размышления вслух” интересно рассказал В. О. Ключевский, вспоминая о лекциях одного из сво­их профессоров П. М. Леонтьева: “Бывало, напряженно сле­дишь за развертывавшейся постепенно тканью его ясной, спо­койной, неторопливой мысли, и вместе с ударом звонка предмет лекции, какое-нибудь реальное учреждение, вырезывался в со­знании скульптурной отчетливостью очертаний. Казалось, сам бы сейчас повторил всю эту лекцию о предмете, о котором за 40 минут до звонка не имел понятия”.

Блестяще вызывали интеллектуальное сопереживание ауди­тории такие мастера “мышления вслух”, как С. М. Соловьев, В. И. Вернадский и др.

Другой вид сопереживания—эмоциональное. Эмоцио­нальный подъем оратора вызывает ответную реакцию слушате­лей. Здесь имеет значение личностный “эффект заражения”. Можно согласиться с утверждением опытных ораторов, что если выступающий подошел к аудитории и сам не волнуется, ему са­мому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответство­вать его настроению.

Эмоциональная речь действует на чувства людей, будит их воображение. “Воображение в сердце слушателей,— считал В. О. Ключевский,— без вас и лучше вас сладит с их умом”.

Эмоциональное сопереживание может стать источником твор­чества слушателя. Так, философ Алексей Федорович Лосев под влиянием вступительного слова А. В. Луначарского перед одним

из скрябинских концертов говорил: “У меня было такое состоя­ние, словно все сказанное обращено лично ко мне. Впечатление оказалось настолько сильным, настолько меня зажгло, что, вер­нувшись домой, я тут же начал писать статью о Скрябине. Со­стояние восторженности и пафоса я сохранил надолго. Этот при­мер для меня — лишнее подтверждение того, как много может слово”.

Наибольшего эффекта достигает тот оратор, который умеет вызывать и интеллектуальное, и эмоциональное сопереживание. Вот как образно говорил об этом В. О. Ключевский: “Развивая мысль в речи, надо сперва ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слу­шающее сердце, и тогда слушатель—Ваш военнопленный и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушным Вашим клиентом”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: