ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОНТАКТА
Мы много говорим о контакте со слушателями. Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые активизируют внимание слушателей, их мышление. Эти слова обеспечивают обратную связь, когда выступающий по ряду признаков (одобрительный кивок, возглас, одобрительная или неодобрительная реплика и прочее) понимает, как аудитория реагирует на его слова.
Каковы же средства языкового контакта? Прежде всего — личные местоимения 1-го и 2-го лица. Я означает оратора. Вы — слушателей, к которым обращается оратор. Мы содержит ряд значений: собственно оратор (так называемое лекторское мы);
оратор и слушатели; оратор и относящиеся к нему лица. А в сочетании с предлогом с и творительным падежом других местоимений и существительных обозначает группу лиц во главе с оратором (мы с вами). Эффект речи зависит от того, как выступающий выполняет одну из своих задач — преодолевает барьер между собой и слушателями.
“Мы совместное” выражает взаимодействие между оратором и аудиторией, создает эффект общения и личного контакта между ними. С помощью такого приема выступающий приглашает слушателей к совместному размышлению, создает атмосферу непринужденного разговора.
|
|
Приведем фрагмент слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, сказанного в Пименовской церкви Москвы (1950):
Вы знаете, дорогие мои, что красота во всех ее проявлениях имеет свое обаяние, свое подчиняющее себе влияние на человека.
Вот мы смотрим на ночное звездное небо, стоим у берега бескрайнего моря, любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или видим расстилающийся перед нами цветущий луг,— мы восхищаемся красотой природы, творением рук Божиих. Это ощущение красоты в нас возникает через посредство нашего телесного зрения.
Мы говорим: красивая музыка, прекрасное пение. Мы говорим так тогда, когда музыка или пение своими звуками, своими мелодиями доходит до глубины нашего сердца, затрагивает сокровенные струны души, поднимает нас над житейской суетой, житейской грязью, уносит ввысь, в надзвездные края. Посредниками к восприятию этой красоты являются наши телесные уши, наш слух.
Но ни с красотой нашего зрения, ни с красотой нашего слуха не может сравниться красота духовная, какую видят очи на-
шей веры,—красота христоподражательной любви, красота смирения, чистоты и целомудрия бессмертной человеческой души.
Ах, какая это покоряющая сердце красота, превосходящая всякую другую, воспринимаемую нами через телесные органы!
Благодаря сильному насыщению речи языковыми средствами контакта (см. выделенные местоимения), большой ее эмоциональности и предметности, проповедник “погружает” паству в зримые, осязаемые картины мира, сильно воздействуя на слушателей сердечностью изложения.
|
|
Глаголы в 1-м и 2-м лице
С местоимениями связаны глаголы, поэтому глагольные формы также активизируют слушателей, передавая движение, выражая отношение к лицу и, таким образом, указывая на субъективность высказывания (см. глаголы в 1-м и 2-м лице в вышеприведенном фрагменте речи).
Конструкции с глагольными формами в некоторых речах служат объединению оратора со слушателями в каком-либо мыслительном или физическом действии. И в связи с этим также имеют контактоустанавливающее значение: “Попробуем вместе с вами разобраться в причинах, породивших этот феномен”; “Но вернемся к этой замечательной книге и посмотрим, что и как”;
“Скажем прямо, эта работа и поставленные в ней проблемы имеют дискуссионный характер”.
Часто используются такие глаголы и глагольные сочетания, как проясним, оговоримся, поясним, попробуем понять, скажем прямо, отметим, прошу вас, отметьте себе, внимательно слушайте, считаем, конкретизируем, думаем, подумайте...
Синтаксические средства контакта
Укрепить контакт с аудиторией помогают обращения к слушателям, помогающие привлечь их внимание к речи оратора. Так, в проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (см. с. 137) это полное теплоты и доверия к пастве обращение дорогие мои.
Как средства контакта в речи используются и конструкции с изъяснительными придаточными типа ясно, что...; известно, что...; понятно, что...; можно предположить, что...; уверен, что... или конструкции с вводными словами: на мой (наш) взгляд... Например: Ясно, что эта кропотливая работа должна быть за-' кончена в срок.
Воздействующим является и вопрос. Вопрос — это разновидность высказывания, которое имеет целью вызвать реакцию. Вопрос связан с неким побуждением. Можно выделить риторический вопрос и вопросо-ответное единство.
Что же такое риторический вопрос? В отличие от собственно вопроса риторический сам дает ответ, даже утверждает его с целью привлечения внимания слушателей. Он придает сообщаемой информации большую убедительность, а следовательно, и действенность. Например: Неужели мы не понимаем, что война несет разрушения? Вы ведь хотите услышать мое мнение?
Вопросительное единство содержит вопрос и ответ: Вас интересует, как развивается экономика? Какие процессы происходят в ней? Я расскажу вам об этом; А сколько дел нам с вами еще предстоит: какая захватывающая и бескомпромиссная борьба нас ожидает? С чем и с кем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество.
ПРАКТИКУМ
1. Послушайте любое публичное выступление (лекцию, речь на собрании, на митинге и т. д.). Что вам известно об ораторе (занятия, взгляды, авторитетность) и слушателях? Обратите внимание на отношение аудитории к оратору и на то, как он реагирует на отношение слушателей. В чем проявляется эта реакция? Удалось ли выступающему установить контакт со слушателями? Как бы на его месте поступили вы?
2. Попробуйте во время своего публичного выступления (пусть это будет обыкновенный ответ на уроке) установить полный контакт с аудиторией, чтобы вас слушали с интересом и вниманием. После эксперимента подведите итоги: удалось ли вам достичь контакта? Если да, то как вы этого добились. Если нет, то почему.
3. Прочитайте воспоминания о публичных выступлениях ораторов (см. с. 42—45, 46—47, 72—73, 74—75, 90, 108—109, 134—135, 172—173). Кто из них владел умением “размышлять вслух”, вовлекая в этот процесс слушателей? Кто вызывал у аудитории эмоциональное сопереживание? Подготовьте небольшое выступление на тему “Ораторы-мыслители и ораторы-художники”.
|
|
4. Прочитайте фрагменты речей (см. с. 51—52, 120—121, 124—125, 137—138). Какие из них обращены к разуму, а какие к чувствам слушателей? Какие действуют и на разум, и на чувства?
5. Прочитайте предложения, взятые из выступлений ораторов. Укажите, насколько стилистически мотивировано употребление
разговорных и просторечных слов, какова их роль. Исправьте предложения, где это необходимо.
1) Наша бригада ловко управляется с работой. 2) У фермера уйма претензий к заготовительным и перерабатывающим продукцию сельского хозяйства предприятиям. 3) Ученые научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для сбора чайного листа. 4) Учить
первоклашек — это в ее характере — открытом и жизнерадостном. 5) Семья росла, и ей нужен был настоящий, уютный, ухоженный дом. 6) Комбайн в тот день что-то артачился.
6. Замените книжные официально-деловые слова и словосочетания общелитературными синонимами; исправьте стилистические ошибки.
1) Ввиду наличия гибридных сортов имел место высокий урожай кукурузы. 2) В текущем году произведена посадка клевера на большей площади. 3) На этом заводе работа ведется в направлении быстрой модернизации оборудования. 4) Постоянного внимания заслуживает вопрос о повышении успеваемости учащихся. 5) В целях усиления борьбы за урожай мы провели месячник по вывозке удобрений на поля. 6) За неимением этой книги мне пришлось заниматься по другому учебнику. 7) Решение этой важной задачи может быть решено на основе достижений производительности труда, недостижимой без механизации. 8) По выявлении в области железа приступили к осуществлению строительства металлургического завода.
7. Найдите слова с высокой и сниженной стилистической окраской; определите целесообразность их употребления в данном контексте. Исправьте предложения; объясните правку.
1) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи. 2) Мы условились, что на другой день соберемся у него и окончательно решим вопрос о нашей грядущей работе. 3) Деканат вынес решение загодя планировать закупку нужных учебников для факультетской библиотеки. 4) Его предложение отправиться в туристский поход ввергло меня в восторг. 5) Наши инженеры должны созидать новые машины для сельского хозяйства.
|
|
8. Дайте стилистическую характеристику словам синонимических рядов и составьте с ними предложения.
1) Архитектор—зодчий. 2) Работать—трудиться— вкалывать. 3) Банальный — тривиальный — заезженный. 4) Бандит — громила — гангстер. 5) Бегать — гонять. 6) Глаза—очи—гляделки. 7) Лицо—лик—рожа. 8) Выучить — вызубрить. 9) Голос — глас. 10) Голод — глад. 11) Оратор—трибун—вития. 12) Освобождать—эмансипировать. 13) Опытный—умудренный опытом. 14) Опечалиться—посыпать главу пеплом.
9. Прочитайте фрагмент из речи В. О. Ключевского “Евгений Онегин и его предки”, произнесенной на заседании Общества любителей российской словесности 1 февраля 1887 г.
1) Назовите языковые средства установления контакта со слушателями, использованные автором. Найдите слова, содержащие оценку.
При жизни Пушкина “Евгений Онегин” был предметом критики или удивления как крупная литературная новость. Теперь он просто предмет изучения как историко-литературный памятник. Для нас он не был ни тем, ни другим: мы не разбирали его, как разбирали тогда новые повести Тургенева, но мы и не комментировали его, как “Слово о полку Игореве” или “Недоросля”. Он не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь. При первом чтении мы беззащитно отдавались обаянию стиха, описаний природы, задушевности лирических отступлений, любовались подробностями, составлявшими декорации драмы, разыгранной в романе, не обращая особенного внимания на самую драму. Потом, перечитывая роман, мы стали вдумываться и в эту драму, в ее несложную фабулу и трагическую развязку, задавать себе вопросы и из ответов на них извлекать житейские правила. Мы горько упрекали Онегина, зачем он убил Ленского, хотя не вполне понимали, из-за чего Ленский вызвал Онегина. Каждый из нас давал себе слово не отвергать так холодно любви девушки, которая его так полюбит, как Татьяна любила Онегина, и особенно если напишет ему такое же хорошее письмо. Читая “Онегина”, мы впервые учились наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разбираться в беспорядочных порывах и стремлениях. Это был для нас первый житейский учебник, который мы робкою рукой начинали листовать, доучивая свои школьные учебники; он послужил нам “дрожащим гибельным мостком”, по которому мы переходили через кипучий темный поток, отделявший наши школьные уроки от первых житейских опытов. Может быть, такое отношение к роману было педагогическим недосмотром наших воспитателей или нашим эстетическим пороком; может быть, это было только преждевременным и излишним напряжением эстетического чувства, предохранившим нас от многих действительных пороков. Я этого не знаю; я только отмечаю факт, не ценя его, не произнося приговора над своею молодостью. Судите вы и, если угодно, осуждайте за это нас или наших воспитателей.
2) Попробуйте составить выступление о своем отношении к роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Как вы относитесь к нему: как к литературному памятнику; как к художественному произведению, доставляющему эстетическое наслаждение; как к книге, из которой можно извлечь житейские правила? При подготовке выступления не забудьте о средствах языковой оценки и языкового контакта! В зависимости от содержания выступления постарайтесь вызвать интеллектуальное или эмоциональное сопереживание слушателей.
10. Прочитайте фрагмент из речи В. О. Ключевского “Памяти А. С. Пушкина”, произнесенной на торжественном заседании в Москов-
ском университете 26 мая 1899 г. в связи со столетием со дня рождения поэта.
1) Какая это речь по роду и виду? К кому она обращена и как в ОН это сказалось на ее особенностях? Перескажите речь близко к тексту.
2) Назовите средства языкового контакта, используемые оратором. Укажите оценочную лексику, слова со стилистической окраской.
3) В чем видит историк народность и общечеловеческое содержание творчества А. С. Пушкина? Подготовьте ответ на этот вопрос в виде выступления перед своими сверстниками. Не забудьте, ваши слушатели будут сильно отличаться от слушателей В. О. Ключевского. Чтобы подготовленное вами выступление было им по-настоящему понятным, надо аргументировать положения речи ссылками на произведения А. С. Пушкина (подберите заранее фрагменты из его произведений!), упростить ее язык (сделать короче предложения, преобразовать причастные и деепричастные обороты, которые трудно воспринимать на слух, и т. д.). Помните: ваше выступление будет близко к лекции, а у В. О. Ключевского была юбилейная речь!
Да в поэзии Пушкина и нет ни великого, ни малого: все уравнивается, становясь прекрасным, и стройно укладывается в цельное миросозерцание, в бодрое настроение. Простенький вид и величественная картина природы, скромное житейское положение и трагический момент, самое незатейливое ежедневное чувство и редкий порыв человеческого духа — все это выходит у Пушкина реально-точно и жизненно-просто и все освещено каким-то внутренним светом, мягким и теплым. Источник этого света — особый взгляд на жизнь, вечно бодрый, светлый и примирительный, умеющий разглядеть затерявшиеся в житейской сумятице, едва тлеющие искры добра и порядка и ими осветить темный смысл людских зол и недоразумений. Как сложился, откуда внушен этот взгляд? Конечно, прежде всего усилиями счастливо одаренного личного духа, стремящегося проникнуть в затемняемый житейскими противоречиями смысл жизни. Вспомните, как Пушкин ночью, в часы бессоницы, тревожимый “жизни мышьей беготней”, вслушиваясь в ее скучный шепот, силился понять ее смысл и учил ее темный язык. Но неуловимы источники и способы поэтического понимания, умеющего и вокруг себя подметить незаметное для простого глаза, рассеянные там и сям проблески разума жизни и собрать их в светоч, способный осветить темные пути и цели нашего существования. Тот же взгляд просвечивает из глубины русского народного мышления и чувствования, в наших песнях и пословицах, в ходе истории нашего народа, в основе всего его бытового склада. Заглянув пристально в самого себя, каждый из нас найдет его и в основе своего личного настроения, не мимолетного, случайно набегающего, а того постоянного настроения, которым определяются направление и темп
жизни каждого из нас. Вникните в него еще поглубже, разберите мотивы поддерживаемого им настроения, и вы увидите, что они даже не специфически русские, национальные, а общечеловеческие мотивы общежития. Да разве это чье-либо национальное дело или монополия каких-либо избранных поколений, а не всегдашняя и общая задача человеческого духа — внести нравственный порядок в анархию людских отношений, как некогда творческое слово вызвало зримый нами космос из мирового хаоса?
Поэзия Пушкина — русский народный отзвук этой общечеловеческой работы. Общечеловеческим ее содержанием и направлением измеряется и ее значение для нашего национального самосознания. Она впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине вырастившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело. Вместе с тем она приподняла настроение, повысила тон жизни русского читающего общества, дав столько новой изящной пищи сердцу и воображению, необъятно расширила наш поэтический кругозор, обогатив наш духовный обиход таким запасом отовсюду собранных чувств, впечатлений и образов, разновременных и разнородных картин и воспоминаний, облеченных в небывалые по совершенству литературные формы. Русский читатель более прежнего стал любить свой язык, ценить свою словесность, чтить своего писателя, наконец, уважать самого себя и свое отечество; за многое привычное в русской жизни ему стало теперь стыдно, иное стало казаться нетерпимым, другое обязательным если не по чувству нравственного долга, то хотя из приличия. Литература перестала быть развлечением для скучающих, стала серьезным, ответственным делом, убежищем и органом мыслящих людей. Но что еще важнее для нашего самосознания: если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьезнее смотреть на свое, то через нее же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим. В тоне и настроении этой поэзии, в свойстве и сочетании основных мотивов, ее вдохновлявших, во взгляде поэта на жизнь, во всем складе его миросозерцания впервые обозначился духовный облик русского человека. В одной пьесе Пушкин сам назвал свой поэтический голос эхом русского народа. Но он видел народность писателя не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в особом образе мыслей и чувствований, принадлежащем исключительно какому-либо народу, в его особенной физиономии, создавшейся физическими и нравственными условиями его жизни и отражающейся в его поэзии. Вот эта физиономия русского народа с его образом мыслей и чувствований
и отразилась образно и внятно в поэзии Пушкина. Это, как и сама эта поэзия, народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный: терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое; и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примирительный.
11. Прочитайте фрагмент из статьи “Пунктуация” (Энциклопедический словарь юного филолога.— М., 1984). Представьте, что вам на основе этого фрагмента надо подготовить сообщение для своих сверстников. Сформулируйте его тему, озаглавьте рекламно. Построите свое сообщение как “размышление вслух”. Не забудьте о языковых средствах контакта!
Как “работают” знаки пунктуации?
Оказывается, они выполняют в тексте две важные операции — разделения и выделения. Знаки-разделители работают в одиночку, знаки-выделители — парами. Одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные, или двойные, знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон. (...)
Каждый знак говорит нам, какие смысловые части он разделяет или выделяет, в какое смысловое целое они входят, в каких смысловых отношениях находятся и т. д. Точка указывает конец предложения и вместе с тем обозначает его смысловую законченность (в отличие от многоточия — знака незаконченности или обрыва). На границе частей сложного предложения или на границе членов предложения различаются запятая — знак их равноправия по смыслу (одновременности, однородности и т. п.)— и такие знаки смыслового неравноправия, как двоеточие и тире. Кавычки выделяют все, что пишущий считает нужным обозначить как “чужое” (чужая речь, цитаты и др.), а скобки — все, что пишущий отводит на второй план и что читающий должен осмыслить как второстепенное, как вставку. Разные знаки — разные и смыслы.
Но разных смыслов больше, чем знаков, которые могут их выразить. Поэтому некоторые знаки пунктуации вынуждены Я брать на себя несколько смысловых нагрузок. Тире, например, отмечает границы резкого противопоставления, быстрой смены событий, перехода от перечисления к обобщению и многое другое. Нагружено разными смыслами и многоточие. Такие знаки пунктуации подобны многозначным словам.
Другие злаки, подобно словам-синонимам, имеют одинаковый смысл, а различаются лишь силой его выражения и условиями употребления. Пример пунктуационных синонимов — запя-
тая и точка с запятой. Разделяя однородные члены или однородные части в сложных предложениях, они имеют одинаковый смысл (однородность), но различаются силой и “весом”. Точка с запятой — это “усиленная запятая”. Она разделяет единицы большего объема (более распространенные) и более далекие по смыслу, чем те, которые разделяются запятой. Именно поэтому, разделяя предложения, точка с запятой оказывается синонимом точки. Точка с запятой — это “ослабленная точка” (недаром когда-то ее называли полуточием). Получается трехчленный усилительный синонимический ряд: запятая — точка с запятой — точка. Есть и другие такие ряды.
12. Рассмотрите схему, отражающую содержание одной из проблем, рассмотренных в главе.
1) Составьте текст по схеме.
2) Составьте схему слов, имеющих разную стилистическую окраску.
3) Составьте схему языковых средств контакта.