ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ И ОЦЕНОЧНОСТИ РЕЧИ
Каждое слово имеет лексическое значение. Но кроме того, в его содержание входят еще некоторые компоненты. Возьмем слова глаза и очи. Оба слова обозначают одно и то же. Различие между ними в том, что слово глаза используется в разных ситуациях общения, а слово очи только в ситуациях торжественных. Если первое слово является нейтральным, то второе характеризуется сильной степенью возвышенности. С другой стороны, слово гляделки относится к сниженным. Следовательно, слова отличаются по стилистической окраске (возвышенные—
Соловьев Сергей Михайлович (1820—1879)— русский историк, академик Петербургской Академии наук, ректор Московского университета.
Обыкновенно мы уже смирно сидели по местам, когда торжественной, немного раскачивающейся походкой, с откинутым назад корпусом вступала в словесную внизу высокая и полная фигура в золотых очках, с необильными белокурыми волосами и крупными пухлыми чертами лица без бороды и усов, которые выросли после. С закрытыми глазами, немного раскачиваясь на кафедре взад и вперед, не спеша, низким регистром своего немного жирного баритона начинал он говорить свою лекцию и в продолжение 40 минут редко поднимал тон. Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками, и его было легко записывать, так что я, по поручению курса составлявший его лекции, как борзописец, мог записывать его чтения слово в слово без всяких стенографических приспособлений. Сначала нас смущали эти вечно закрытые глаза на кафедре, и мы даже не верили своему наблюдению, подозревая в этих опущенных ресницах только особую манеру смотреть; но много после на мой вопрос об этом он признался, что действительно никогда не видел студента в своей аудитории.
|
|
При отрывистом произношении речь Соловьева не была отрывиста по своему складу, текла ровно и плавно, пространными периодами с придаточными предложениями, обильными эпитетами и пояснительными синонимами. В ней не было фраз: казалось, лектор говорил первыми словами, ему попадавшимися. Но нельзя сказать, чтобы он говорил совсем просто: в его импровизации постоянно слышалась ораторская струнка; тон речи всегда был несколько приподнят. Эта речь не имела металлического, стального блеска... Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било ни на чувства, ни на воображение, но оно заставляло размышлять. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий вслух в своем кабинете. Вслушиваясь в это, как бы сказать, говорящее размышление, мы старались ухватиться за нить развиваемых перед нами мыслей и не замечали слов. Я бы назвал такое изложение прозрачным. Оттого, вероятно, и слушалось так легко: лекция Соловьева далеко не была для нас развлечением, но мы выходили из его аудитории без чувства утомления.
|
|
(...)У Соловьева легкость речи происходила от ясности мысли, умевшей находить себе подходящее выражение в слове.
(...)У Соловьева слово было всегда по росту мысли, потому что в выражении своих мыслей он следовал поговорке: сорок раз примерь и один раз отрежь. Голос, тон и склад речи, манера чтения — вся совокупность его преподавательских средств и приемов давала понять, что все, что говорилось, было тщательно и давно продумано, взвешено и измерено, отвеяно от всего лишнего, что обыкновенно пристает к зреющей мысли, и получило свою настоящую форму, окончательную отделку. Вот почему его мысль чистым и полновесным зерном падала в умы слушателей.
В. О. Ключевский
нейтральные—сниженные), и с ее помощью оратором могут быть переданы определенные эмоции.
Кроме названных различий слов (возвышенные, нейтральные, сниженные), есть и другие противопоставления. Слово может обозначать явление нейтральное, например соглашение, а может давать ему оценку, например сговор (в данном случае оценка отрицательная). Оттенки эмоциональной окраски делятся на два вида: с положительной оценкой и с отрицательной (негативной). К первому относятся торжественные, возвышенные, одобрительные, ласкательные, шутливые слова (зодчий, зодчество, брачные узы., грядущее, молодец, миленький). Ко второ-
му — неодобрительные, презрительные, укоризненные, пренебрежительные и другие слова. В большинстве своем они стилистически сниженные (трепач, птица высокого полета, рохля, ротозей, сквалыга, скряга).
В ораторской речи стилистическая окраска и оценка играют огромную роль. Можно утверждать, что нет ни одного выступления, в котором не содержалось бы момента оценочности. Мы обычно оцениваем факты, теоретические положения, о которых говорим.
Приведем фрагмент из слова, сказанного философом В. С. Соловьевым на могиле Ф. М. Достоевского:
Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он верил и что проповедовал. А то зачем бы и приходить нам сюда чествовать его кончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил и действовал? А любил Достоевский прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что все мы — род Божий, верил в бесконечную божественную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним и внутренним падением. Восприняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и всю черноту жизни и преодолев все это бесконечною силою любви и всепрощения, Достоевский во всех творениях возвещал эту победу.
В этом фрагменте оценочность передается и содержанием: отношение к Достоевскому через мнение пришедших на его похороны, и оценочными словами: любить, верить, человеческая душа, божественная сила, насилие, падение, злоба, чернота жизни, всепрощение. Используются также высокие слова: возвещал и др.
Среди слов, относящихся к различным частям речи, наиболее часто оценку передают имена прилагательные. Так, слово вопрос в значении “задача, требующая решения” чаще всего употребляется с прилагательным важный. Этого, конечно, недостаточно. Во-первых, слово вопрос имеет множество так называемых логических определений бытового и терминологического характера: социальный, служебный, аграрный, бытовой, философский, международный, национальный, жилищный, личный, финансовый, экономический, политический, продовольственный, производственный. Во-вторых, с помощью ряда прилагательных можно выразить оценочность: актуальный, больной, глубокий, жгучий, живой, животрепещущий, злободневный, коренной, мучительный, наболевший, насущный, неотложный, острый, первоочередной, принципиальный, серьезный, сложный, спорный, трудный, тяжелый, щекотливый, элементарный.
|
|
Прилагательные могут выражать открытую положительную и отрицательную оценку независимо от контекста: интересная, творческая, дружная, плодотворная, созидательная, ударная, эффективная, бессмысленная, безотрадная, монотонная, удручающая (работа).
Наиболее действенными являются эмоционально-усилительные прилагательные: дикий, кошмарный, курьезный, печальный, потрясающий, скандальный, ужасный, чудовищный (случай).
Многие прилагательные имеют эмоционально-экспрессивную окраску, которая преобладает над предметно-логическим значением: буйная, бешеная, грубая, дьявольская, дикая, дивная, живительная, загадочная, необузданная, первобытно-дикая, сверхъестественная, темная, шальная (сила).