Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства

Классификация ценных бумаг

Классификация ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам.

Вид ценной бумаги – это такая совокупность ценных бумаг, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми. А с другой стороны, вид ценной бумаги - это ее сущность, качественная определенность, отличающая ее от других ценных бумаг.

Существует довольно много различных критериев классификации ценных бумаг. Классификационные признаки в том числе делят на временные, пространственные, рыночные.

Классификационный признак Виды ценных бумаг
   
Временные характеристики:
1. Срок существования ценной бумаги Срочные – ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно они делятся на три подвида: * краткосрочные (до 1 года); * среднесрочные (свыше 1 года и до 5 лет); * долгосрочные (свыше 5 лет и до 30 лет). Бессрочные (сроком по предъявлении) – ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. срок погашения не указывается и обязательства по ним выполняются в момент предъявления ценной бумаги.
2. Происхождение Первичные – ценные бумаги, основанные на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (акции, облигации, векселя и др.); Вторичные– ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги (варранты, депозитарные расписки и др.)
Пространственные характеристики:
3. Форма существования Документарные– форма ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо (ст.2 ФЗ «О РЦБ»). Бездокументарные – форма ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо (ст.2 ФЗ «О РЦБ»).
4. Форма выпуска Эмиссионные – согласно ст.2 ФЗ “О РЦБ” это ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками: * закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; * размещаются выпусками; * имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценных бумаг. К эмиссионным ценным бумагам относятся: акции, облигации, опцион эмитента, российская депозитарная расписка (ст.2 ФЗ «О РЦБ»). Эмиссионные – это ценные бумаги, при выпуске которых должна строго соблюдаться процедура эмиссии. Каждый выпуск эмиссионных ценных бумаг обязательно регистрируется в ФСФР, который присваивает им государственный регистрационный номер. Неэмиссионные – ценные бумаги, выпускаемые поштучно или небольшими сериями. Организация выпуска и обращения неэмиссионных ценных бумаг регулируется не в порядке, установленном ФЗ «О РЦБ», а другими законодательными актами.
5. Национальная принадлежность Отечественные Иностранные
   
6. ФЗ от 10.12.2003 № 175-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Внутренние.К ним относятся: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ. Внешние – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с ФЗ 175-ФЗ к внутренним.
Рыночные характеристики:
7. Тип эмитента (форма собственности) Государственные ценные бумаги – выпускаются от имени РФ или субъектов РФ; Муниципальные ценные бумаги – эмитентом являются местные органы власти; Корпоративные ценные бумаги – бумаги, выпускаемые акционерными обществами и другими коммерческими организациями; Частные ценные бумаги– выпускаются от имени физических лиц.
8. Порядок владения (порядок изменения собственника в процессе обращения ценной бумаги) Ценные бумаги на предъявителя (предъявительские) – ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца. Ее обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому (ст.2 ФЗ «О РЦБ»). Именные – ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца (ст.2 ФЗ «О РЦБ»). Ордерные – именные ценные бумаги, передаваемые другому лицу путем совершения на них передаточной надписи (индоссамента)
9. Характер обращаемости Рыночные (свободно обращающиеся)– ценные бумаги, которые могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Нерыночные (необращающиеся)– ценные бумаги, которые нельзя продать никому кроме ее эмитента и через оговоренный срок (оговорено в условиях выпуска). С ограниченным кругом обращения – например, по условиям выпуска они могут обращаться только на внутреннем рынке.
10. Уровень риска Рисковые Малорисковые.Считается, что государственные ценные бумаги самые надежные в виду невозможности дефолта, т.е. ситуации, когда сторона, выпустившая долговое обязательство, не может осуществить процентные платежи или выплатить нужную сумму в момент погашения долга. Федеральное Правительство всегда в состоянии отвечать по своим обязательствам, поскольку может либо увеличить налоги, либо выпустить наличные деньги для оплаты своих обязательств.
11. Наличие дохода Доходные (при выпуске ценной бумаги фиксируется получаемый по ней доход). Бездоходные – ценные бумаги, при выпуске которых не оговаривается размер дохода ее владельцу.
12. Тип актива (тип использования, цели вложения средств) Инвестиционные – ценные бумаги, являющиеся объектом вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.) Неинвестиционные – ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты)

   
13. Форма вложения средств Долговые– ценные бумаги, выпускаемые на ограниченный срок с последующим возвратом вложенных денежных сумм (облигации, векселя и т.п.). Долевые– ценные бумаги, дающие право собственности на соответствующие активы (акции и т.п.).
14. Экономическая сущность (вид права, форма вложения средств) Долевые – отражают права собственности: Ø акции; Ø паи паевых инвестиционных фондов. Долговые - отражают отношения займа: Ø облигации; Ø векселя; Ø банковские сберегательные и депозитные сертификаты; Ø закладные; Ø ипотечные сертификаты участия; Ø чеки. Товарораспорядительные: Ø коносаменты; Ø складские свидетельства (простые и двойные). Производные финансовые инструменты: Ø форвардные контракты; Ø фьючерсные контракты; Ø опционные контракты; Ø опционы эмитента; Ø свопы; Ø подписные права; Ø варранты; Ø депозитарные расписки.

3. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах

Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат. По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Настоящее положение не применяется к эмиссионным ценным бумагам на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать законодательно установленные реквизиты.

Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.

Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.

Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу:

При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой.

При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой.

Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.2 ФЗ “О РЦБ” сертификат эмиссионной ценной бумагиэто документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Согласно ст.16 ФЗ “О РЦБ” при выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме их владельцам может выдаваться один сертификат на все приобретаемые ими ценные бумаги, содержащий указания на их общее количество, категорию и номинальную стоимость. Владелец именных эмиссионных ценных бумаг может отказаться от получения сертификата. Факт выдачи или отказа от получения сертификата должен быть отражен в системе ведения реестра.

Одна эмиссионная ценная бумага может быть удостоверена только одним сертификатом. Один сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Общее количество эмиссионных ценных бумаг, зафиксированных во всех выпущенных эмитентом сертификатах, не должно превышать количества ценных бумаг, зафиксированного в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг (ст.16).


Эмитент при принятии решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг в документарной форме может определить, что сертификаты выпускаемых им ценных бумаг могут выдаваться на руки владельцам (без обязательного централизованного хранения) либо подлежат обязательному хранению в депозитариях и не могут выдаваться на руки всем владельцам (с обязательным централизованным хранением) (ст.16).

Сертификаты эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения могут передаваться на хранение в депозитарии на основании депозитарного договора (ст.16).


[1] Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.

[2] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 448 с. (С. 14).

1. Понятие финансов.

2. Финансовая деятельность государства.

3. Методы и формы финансовой деятельности.

4. Финансовая система.

Понятие финансов.

Предмет ФП определяется по средствам таких экономических категорий как финансы, финансовая система, финансовая деятельность государства.

Финансы использовались в качестве термина в Средневековой латыни для обозначения наличности, дохода, обязательных денежных платежей. В русском языке появление термина финансы относиться к 18 веку. Его значение было близким к понятию казна. 1881 Даль определение: это все то, что относиться до прихода и расхода государства. В настоящее время категорию финансов рассматривают в двух аспектах: экономическом (как систему общественных отношений) и материальном (как совокупность денежных фондов государства). Рассмотрим экономический аспект финансов. ФИНАНСЫ – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Деньги и финансы. Надо разграничивать. Финансы – это не все денежные отношения в обществе, а только их часть. Финансы выступают инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Деньги – это всеобщий эквивалент, основная функция – мера стоимости. Деньги не = финансы. Финансы всегда денежные отношения, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Главный критерий – цель. Если они направлены на образование, распределение и использование финансовых фондов государства – финансовые отношения.

Признаки финансов:

1. Распределительные отношения (возникают на стадии распределения);

2. Денежные отношения;

3. Безэквивалентные отношения;

4. Цель – образование, распределение, использование денежных фондов.

Пример финансовых отношений – уплата налогов, выделение средств из бюджета (в виде дотаций …), распределение денежных средств между звеньями бюджетной системы.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем кредита. В экономической литературе кредит – движение ссудного фонда, которое осуществляется через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Пример: указ президента № 13 от 16.01.2012; ПСМ РБ от 30.04.2002 № 555.

Виды финансов.

В мат смысле – совокупность денежных средств или денежные фонды. В зависимости от формы собственности делятся на государственные (публичные) и частные. 1 точка зрения: государственные (централизованные) и частные (децентрализованные). Вторая точка зрения: государственные (централизованные и централизованные) и частные (всегда децентрализованные).

Функции финансов.

1. Р аспределительная – состоит в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отдельными регионами, отраслями материального производства, социальными группами населения. Существует внутрихозяйственный уровень распределения (фонд зарплаты, прибыль, материальные затраты), межотраслевой уровень распределения (распределение финансовых ресурсов между отраслями: промышленность, с/х), межтерриториальный уровень (в выделении средств отдельным регионам для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности).

2. Контрольная – проявляется в способности финансов отслеживать мобилизацию финансовых ресурсов в различные денежные фонды. При ее осуществлении происходит проверка соблюдения финансового законодательства.

Это основные функции финансов. Дополнительные: стабилизационная (обеспечение стабильных условий), воспроизводственная (Бабич, Павлова – обеспечивает сбалансированность материальных, трудовых, денежных ресурсов), стимулирующая (Архипов – государство с помощью финансов оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей экономики в нужном ему направлении) – в РБ указ Президента № 1 от 3.01.07 г.

2.Финансовая деятельность государства.

- это деятельность органов государственной власти в области мобилизации денежных ресурсов в денежные фонда государства, их распределение и использование в целях реализации публичных интересов. Элементами финансовой деятельности государства является: образование фондов денежных средств, распределение фондов денежных средств, использования этих фондов.

Худяков предложил вместо «использования» - организация использования», так как конечное использования в рамках гражданско-правовых отношений.

Дискуссионные аспекты: некоторые 2 элемента, некоторые – все 3 (Гурвич, превалирующая позиция).

Содержание финансовой деятельности (Ашмарина). В отношении централизованных фондов содержание ФД представляет собой организационную работу компетентных органов государства по образованию, распределению и использованию централизованных фондов.

В отношении децентрализованных фондов ФД – это организационная деятельность компетентных органов государства по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к распределению и использованию децентрализованных денежных фондов в целях реализации государственных задач (венчурные организации – очень льготные условия хозяйственной деятельности).

Принципы финансовой деятельности:

1. Законность – детальная регламентация финансовых отношений нормами ФП и в возможности применения мер государственного принуждения в случае нарушения этих норм;

2. Гласность – состоит в обеспечении информирования общественности обо всех сторонах финансовой деятельности (ежегодное опубликование бюджета и отчета об его исполнении);

3. Плановость – финансовая деятельность осуществляется на основе финансово-плановых актов. Основные – бюджеты;

4. Социальная направленность – согласно Конституции РБ –социальное правовое государство. Наиболее крупными бюджетными расходами являются расходы на социальные нужды;

5. Сочетание централизации и самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти – в РБ и каждой АТЕ применяются единые основы бюджетной, налоговой политики, существует единая денежная система, в тоже время МСД обладают значительной самостоятельностью в финансовой сфере, в частности имеют право на местный бюджет, могут устанавливать местные налоги и сборы.

Субъекты финансовой деятельности – это органы, осуществляющие финансовую деятельность государства.

2 группы: органы общей компетенции, органы специальной компетенции.

Органы общей компетенции (в связи со своей деятельностью): Президент, Парламент, МСД, Правительство, Министерства и госкомитеты.

Органы специальной компетенции (которые непосредственно созданы для осуществления ФД государства): Минфин, КГК, министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, НацБанк, органы ФСЗН Минтруда и соцзащиты.

3.Методы и формы финансовой деятельности государства.

Методы – это конкретные приемы и способы посредствам которых государство осуществляет образование, распределение и использование денежных фондов. 2 задачи государства: создает, аккумулирует средства, а затем распределяет и использует.

Методы на 2 группы: 1. Методы образования денежных фондов (обязательные платежи – налоги, сборы, пошлины; добровольные платежи – пожертвования, займы, 2. Методы распределения и использования денежных фондов (финансирование (плановость, целевой характер, безвозмездность, безвозвратность; кредитование – плановость, целевой характер, платность, возвратность).

Формы финансовой деятельности: 2 точки зрения. 1 точка – издание НПА, издание ИПА (решение о предоставлении налогового кредита и так далее), финансово-технические операции (расчеты ассигнований из бюджетов, финансово-экономический анализ и другие). 2 точка – 2 формы – правовая (принятие правовых актов) и неправовая (обеспечивает реализацию отдельных процедур. Носит локальный характер).

4.Финансовая система.

- это совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию, распределению или использованию соответствующих денежных фондов.

В фин системе выделяют 2 элемента: экономический и институциональный.

Экономический означает, что финансовая система образована совокупностью финансово-правовых институтов, т.е. групп отношений, обладающих однородными признаками. Это бюджетная система, гос внебюджетные фонды, гос кредит, фонды страхования, финансы предприятий.

Институциональный означает, что в фин систему входит совокупность гос органов, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность государства.

Экономическая система.

Бюджетная система ст. 133 Конституции РБ «бюджетная система включает республиканский бюджет и местные бюджеты». Республиканский бюджет – главный, централизованный фонд денежных средств государства, через который перераспределяется большая часть национального дохода. Основные источники доходов респ. Бюджета – налоги. Местные бюджеты –самостоятельные (не входят в респ. Бюджет). Они формируются за счёт закрепленных за ними налогов, а так же посредствам отчислений из вышестоящих бюджетов. Сбалансирование местного бюджета – межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов (за последний год с 12 % до 19%). В бюджетную систему входят так же бюджетные фонды, например, фонд национального развития (за счет прибыли высокорентабельных предприятий), инновационные фонды (в соответствии с утреврж программой иновац развития).

Государственные внебюджетные фонды. Формируются с целью расходования их средств по целевому назначению на социальные услуги населению, стимулирование инфраструктуры, а также расходуются на цели обеспечения отдельных отраслей экономики дополнительными ресурсами. Самый крупный гос внебюдж фонд - ФСЗН. Этот фонд формируется Минтруда и соцзащиты РБ. Его средства расходуют на выплату пенсий, пособий и другие подобные платежи. Основной НА, регламентирующий формирование фонда – Указ Президента РБ от 16.01.2009 г. № 40 «О ФСЗН Минтруда и соцзащиты». 2 внебюджетный фонд – фонд гражданской авиации. В соответствии с Указом Президента от 23.10.2003 № 465 «об образовании гос внебюдж фонда гражд авиации». Средства фонда используются на приобретение новых воздушных судов, обучение персонала их эксплуатации, поддержание эксплуатационной годности аэропортов и аэродромов. 3 внебюдж фонд – фонд департамента исполнения наказаний МВД. Формируется в соответствии с Указом Президента от 2 июня 2006 г. № 373 «об образовании гос внебюдж фонда департамента исполнения наказаний МВД». Создается в целях развития производственной базы, производственных предприятий исправительных учреждений и ЛТП, подчиненных департаменту.

Фонды страхования.

Страхование – это отношение по защите имущественных интересов лиц при наступлении страховых случаев за счет страховых резервов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (Указ Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности»). По объектам различают страхование личное, имущественное, экономических рисков и страхование ответственности. В РБ страхование бывает обязательным (владельца транспортных средств, перевозчика перед пассажирами, строений в сельской местности, урожая сельхоз культур, обязательное гос страхование –работники налоговых органов, прокурорские, следственного комитета, КГК и так далее) или добровольным.

Государственный кредит.

Как звено финн системы представляет собой форму кредитных отношений между государством с одной стороны, и ЮЛ и ФЛ. При которых государство выступает заемщиком денежных средств. Основная цель гос кредита – покрытие дефицита бюджета. Государство размещает гос ценные бумаги (ЦБ), гос краткосрочные облигации (ГКО) и долгосрочные (ГДО) и привлекает временно свободные средства Ю и ФЛ для финансирования бюджетного дефицита.

Финансы предприятий.

- совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, также с формированием. Распределением и использованием этих фондов и накоплений. Считается, что финансы предприятий – основа финансовой системы, так как они создают ВВП, формируют финансовые ресурсы.

Конституция в статье 132 закрепляет основы финансово-кредитной системы. В нее входит бюджетная система, банковская система, финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: