Тема: Финансовый контроль

1. Понятие, задачи и принципы финансового контроля.

Финансовый контроль рассматривается в 2 аспектах: в правовом и экономическом. С правовой точки зрения ФК – это 1 из видов государственного контроля, представляющий собой деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности действий в сфере финансовой деятельности государства. ФК – разновидность управленческой деятельности; функция государственного управления, направленная на реализацию задач органов государства.

(контроль не может быть задачей, это всего лишь управленческая функция, контроль – не самоцель!!! Правильно оценивать работу не по контролю как функции, а по выполнению задач!!!)

Экономический аспект ФК – важнейшая составляющая управления централизованными и децентрализованными финансами.

Цели и задачи финансового контроля.

Цели - соблюдение законодательства; обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов. Задачи ФК – обеспечение соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям законодательства; предупреждение, выявление и пресечение нарушений; выявление резервов для повышения эффективности.

Принципы ФК:

1. Законность (осуществляется на основе законодательства);

2. Независимость (организационная и финансовая независимость органов - закреплено в декларации напрямую, остальные можно вывести из содержания);

3. Объективность (наличие высококвалифицированных специалистов и современных методик ФК);

4. Ответственность (применение мер принуждения в случае нарушения законодательства

5. Гласность (доступность сведений о результатах финансового контроля);

6. Системность (ФК осуществляется системой контролирующих органов в пределах компетенции каждого из них, в РБ координация - КГК).

Предусмотрено Лимской декларацией органов финансового контроля INTOSAI, 1977.

2. Виды финансового контроля.

По субъектам: государственный вневедомственный;

ведомственный; внутрихозяйственный; независимый.

В зависимости от волеизъявления контролируемого субъекта: обязательный; инициативный (аудиторский например).

По сфере контроля: бюджетный; налоговый; валютный; банковский.

Государственный вневедомственный ФК – осуществляется госорганами в отношении юридических и физических лиц, которые не входят в систему контролирующего органа. НА, регулирующие этот вид ФК: Указ Президента от 16.10.09 г. № 510 «О совершенствовании контрольной, надзорной деятельности», а так же НА, устанавливающие правовой статус органов ФК, в частности Закон от 1 июля 2010 г. «О КГК и его территориальных органов», Положение о Минфине, утв. Постановлением Совмина от 31.10.2001 г. № 1585, Положение о Министерстве по налогам и сборам, утв. Постановлением Совмина от 31.10.2001 г. № 1592.

Ведомственный контроль – контроль, осуществляемый специально уполномоченными органами в отношении подчиненных или входящих в их состав организаций. Основные НА, регламентирующие этот вид ФК: Указ Президента от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в РБ» и от 16.10.2009 г. № 510 «о совершенствовании контрольной ….».

Для осуществления ведомственного контроля в госорганах создаются ведомственные контрольные службы. Это структурное подразделение, обладающее правом ЮЛ или без этого права, и подчиненное руководителю соответствующего органа. Она координирует деятельность структурных подразделений контролирующих органов.

Ведомственный контроль проводится с периодичностью 1 раз в 2 календарных года (плановые проверки), внеплановые проверки - по мере необходимости по поручению органов уголовного преследования, судов; 1 раз в 5 календарных лет (субъекты, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом) – с 1 октября 2012 года указом № 510.

В соответствии с пунктом 7 указа № 510 «субъект, добросовестно исполняющий обязательства перед бюджетом» - лица, в отношении которых предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения обязательств перед бюджетом и нарушений законодательства. В период до назначения следующей плановой проверки не установлено фактов неисполнения обязательств перед бюджетом и нарушений законодательства.

Вневедомственный контроль – МНС – плательщик (субъект структурно не подчинен).

Ведомственный – МНС – ИМНС по области (входит в систему данного органа).

Внутрихозяйственный контроль – осуществляется в отношении отдельных хозяйствующих субъектов их руководителями, службами бухучета, иными уполномоченными органами (в хоз. обществах – ревизоры).

Правовая база – Закон от 18.10.94 г. «О бухучете и отчетности».

В ст. 7 перечислены права и обязанности главного бухгалтера. Он обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств, подписывает денежные и расчетные документы, формируют учетную политику организации, составляет полную и достоверную бухгалтерскую отчетность.

Эти функции могут быть возложены не только на бухгалтера (в ЧУП – на руководителя). На договорной основе привлечь иное ЮЛ или ИП (аудиторская организация – лицо, заменяющее главного бухгалтера).

В случае возникновения разногласий между гл. бухгалтером и руководителем организации по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы, должны быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.

Независимый финансовый контроль (аудит).

- осуществляется в соответствии с законом от 8 ноября 1994 года «об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и отчетности аудируемых лиц в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых операций законодательству. Различают внутренний (разновидность внутрихозяйственного контроля и на него не распространяет действие Закон «об аудиторской деятельности») и внешний (независимый вид ФК) аудит.

Внешний аудит в зависимости от порядка назначения может быть: обязательным или инициативным.

Инициативный – назначается по решению руководителя или иного уполномоченного органа проверяемого субъекта.

Обязательный – предполагает ежегодную проверку аудитором или аудиторской организацией достоверности годовой бухгалтерской и финансовой отчетности. Субъекты: ОАО, банки и НКФО, биржи, коммерческие организации с иностранными инвестициями, страховые организации и страховые брокеры, резиденты парка высоких технологий, иные организации и ИП, выручка которых превысила 600 тысяч евро.

При поведении обязательного аудита в течении 30 календарных дней с момента получения аудиторского заключения необходимо устранить выявленные аудитором нарушения. Ответственность за не устранение не установлена – 12.31 КоАП – уклонение руководителя ЮЛ или ИП от проведения обязательного аудита (штраф от 5 до 30 базовых величин).

Аудит – на основе договора.

В соответствии со ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» аудитором может являться лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы не менее 3 лет и получившее квалификационный аттестат аудитора.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее 3 аудиторов, при этом 50% работников должны составлять граждане РБ, постоянно проживающие на территории РБ. Если руководитель – иностранный гражданин, требование увеличивается до 75 % работников – граждан РБ, постоянно на территории РБ проживающих.

Согласно ст. 8 аудиторами не м.б. лица, которые являются учредителями аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами. Не могут быть так же лица, состоящие в близком родстве или свойстве с учредителями, бухгалтерами и так далее (это гарантии независимости ФК).

Договор от оказании аудиторских услуг на основании ст. 9 Закона №Об аудиторской деятельности», а так же регламентируется ГК – Главы 37, 39 – договор подряда и возмездного оказания услуг.

См. Дело № 680-15/04, Хозяйственный суд г. Минска.

Договор оказания аудиторских услуг. – акт приемки без возражений (а надо было о скрытых недостатках) – проверка налогового органа – иск о взыскании суммы, уплаченной по договору – решение суда, основанное на ст.673 ГК.

Проведение аудита не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка осуществления хоз. деятельности и несоответствия представляемой бухгалтерской отчетности требованиям законодательства. В соотв. Со статьей 12 Закона аудитор несет ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения. Таковым, по решению суда, признается заключение, Составленное без проведения аудита, либо несоответствующее его результатам.

Формы и методы ФК.

Форма – это способ выражения и организации контрольных действий. в зависимости от срока осуществления, выделяют 3 формы ФК:

· Предварительный (предшествует движению денежных средств и имеет целью предупреждение нарушений финансового законодательства – проведение экспертной оценки действия финн-прав норм до их введения или принятия) – осуществляет, например, казначейство,

· Текущий/оперативный (осуществляется в процессе привлечения и расходования денежных средств, он состоит в регулярной проверке соблюдения финансово-правовых норм) – главный бухгалтер осуществляет каждодневный ФК,

· Последующий (осуществляется после совершения финансовых операций, по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности, направлен на выявление допущенных нарушений, их устранение, привлечение виновных лиц к ответственности).

Методы ФК – это приемы и следствия осуществления ФК. Основные методы:

· Мониторинг;

· Проверка.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга. Утв. Указом Президента № 510: мониторинг – это наблюдение, анализ, оценка в целях оценки оперативной деятельности субъекта на предмет соответствия требованиям законодательства, а так же выявление и предотвращение причин и условий, способствующих совершению этих нарушений.

С 1 октября 2012 новый метод отличается от проверки тем, что имеет предупредительное значение (оценить, порекомендовать исправить нарушения, не применяются меры принуждения).

Порядок проведения мониторинга регламентируется п. 3 и 4 Положения «о порядке проведения мониторинга». Решение принимается руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем. Должностные лица, проводящие мониторинг в праве: 1. входить на территорию и объекты контролируемого субъекта, являющиеся общедоступными, на иные территории только с согласия проверяемого субъекта (пример: торговый зал, если подсобное помещение – надо согласие); использовать доступные средства Интернета, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Порядок проведения мониторинга (пп. 5-8).

В результате проведения мониторинга составляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель или заместитель руководителя контролирующего органа может принять одно из следующих решений: а). учесть результаты мониторинга, если не было выявлено нарушений законодательства; б). направить в адрес проверяемого субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Рекомендации необязательны для исполнения: вправе добровольно устранить нарушения или не устранять. Если добровольно устраняет – информирует контролирующий орган в установленный срок, при добровольном устранении нарушений меры ответственности не применяются. Если неустранение выявленных нарушений – может быть назначена внеплановая проверка субъекта контролирующим органом – пп.9.1 Указа № 510. В случае невыполнения рекомендаций, установленных в ходе предыдущего мониторинга и повторного выявления нарушений могут быть применены меры ответственности.

Проверка. В соответствии с п. 2 Положения 2О порядке организации проверок» утв. Указом № 510 «проверка – это форма контроля, в ходя которого контролирующий орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий». – новое определение, старое –утратило силу, исправить в учебнике!

Виды проверок.

Плановые и внеплановые (п. 6 Указа № 510) включаются в координационный план контрольной и надзорной деятельности, составляемой КГК. Внеплановые – все остальные проверки.

Встречные (п.5) – проверки, проводимые в целях установления достоверности финансово-хозяйственных операций, которые были совершены между проверяемым субъектом и его контрагентами и которые имеют отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям. Часто – в целях определения правильности исчисления НДС.

Камеральная проверка (п. 21) проводимая по месту нахождения контролирующего органа на основании документов и информации, имеющихся у данного контролирующего органа без истребования от проверяемых субъектов иных документов.

Совместные проверки (п.8) – это плановые проверки одного и того же проверяемого субъекта, проводимые одновременно несколькими контролирующими органами. Если в течении 1 календарного года необходимо провести проверку несколькими контролирующими органами, то такая проверка только в виде совместной проверки.

Дополнительные (п.9.1, п. 71 Положения о порядке организации проведения проверок) – назначаются для анализа обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту проверки в течение 10 рабочих дней с момента поступления возражений. Дополнительная проверка проводиться тем же контролирующим органом, который первоначально проводил проверку.

Контрольные проверки (п.2 Положения) в целях анализа устранения нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки. Срок проведения контрольной проверки – 5 рабочих дней.

Плановые и внеплановые проверки.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной надзорной деятельности» плановые проверки могут проводиться по истечении 2 летнего моратория на проведение проверок. Срок начинает исчисляться с момента государственной регистрации либо присвоения учетного номера плательщика обособленным подразделением организации. В течении двухлетнего моратория могут проводиться только внеплановые проверки по основаниям, перечисленным в п.5 Указа № 510 (всего 14 оснований – просмотреть все!!!). Некоторые из оснований: поручение Президента, по решению КГК, при наличии у КГК информации о лжепредпринимательской деятельности, либо информации о совершении сделок с лицами, В отношении которых установлены признаки лжепредпринимательства, по поручению органов уголовного преследования, для проведения встречных проверок, контрольных проверок, Дополнительных проверок и другие.

По истечении двухлетнего моратория назначаются плановые проверки. Плановая проверка назначается не чаще 1 раза в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска совершения правонарушений, не чаще 1 раза в 3 года – в отношении субъектов средней группы риска, не чаще 1 раза в 5 лет для субъектов низкой группы риска. Критерии отнесения к группам риска содержаться в Приложении к Указу № 510 (осуществление банковской деятельности – высокая группа риска, использование бюджетных средств – высокая группа риска, 2 и более нарушения – высокая группа риска; аудиторская, риелторская деятельность, общепит – средняя группа риска). При этом, если не были установлены нарушения следующая плановая проверка проводится в отношении субъектов высокой группы риска с периодичностью 1 раз в 2 календарных года, средней группы – 1 раз в 5 календарных лет, низкой – по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.

В отношении проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязанности перед бюджетом, плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 5 календарных лет независимо от отнесения их к группам риска.

Плановые проверки могут не назначаться в отношении субъектов средней группы риска и не назначаются в отношении субъектов низкой группы в 2 случаях: 1. Если в результате имеющейся информации по контрольному списку вопросов чек-листу не установлено признаков, указывающих на нарушение законодательства; 2. Если есть безусловно положительное аудиторское заключение по проверяемому периоду.

Исключения: внеплановые проверки могут назначаться: согласно п.9.1 Указа № 510. Перечислены 4 группы субъектов и 4 основания для назначения внеплановых проверок. Субъекты: 1. Президент и ПМ; 2. Председатель КГК и его заместитель; Председатель КГК областей; Начальники управления ДФР КГК по областям и городу Минску; 3. Ген. Прокурор и его заместители, прокуроры областей и г. Минска, приравненные к ним прокуроры; 4. Руководители и зам. Руководителей иных контролирующих органов, кроме территориальных.

Основания:

1. Наличие информации о совершенном нарушении законодательства с представлением соответствующих документов, либо при наличии письменного согласия на дачу свидетельских показаний;

2. Расходование бюджетных средств, использования мер государственной поддержки;

3. Рост аварийности, ухудшение транспортной дисциплины;

4. Существенное ухудшение показателей банков (невыполнение банками установленных нормативов).

Внеплановые проверки, назначаемые по п.9.2 Указа № 510.

Субъекты назначения проверок: руководитель контролирующего органа, в том числе территориального и его заместители.

Основания: 14 оснований: Реорганизация и прекращение деятельности, проведение процедуры банкротства, получение доказательств по делу об административном правонарушении, поручение органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, проведение встречных, контрольных, дополнительных, а так же внеплановых тематических оперативных проверок(ВТОП) раньше – рейдовые проверки, на территории, а не указаны субъекты.

3 исключение – п. 9.3 Указа № 510

Субъект: руководитель департамента ценовой политики Минэкономики, а так же областных, мингорисполкома.

Основания: пресечение нарушений антимонопольного законодательства, а так же – законодательства о ценообразовании.

Порядок проведения проверки.

В соответствии с п.15 Положения «О порядке организации и проведения проверок» утв. Указом № 510: плановая проверка должна быть включена в координационный план контрольной деятельности, который составляется КГК на каждое полугодие на основании данных госорганов.

1 этап – координационный план.

2 этап – уведомление, согласно п. 22: о назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. При этом уведомление считается полученным по истечении 3 календарных дней со дня его направления.

3 этап – начало проверки.

Согласно п. 33 Положения перед началом проверки проверяющий предъявляет представителю проверяемого субъекта служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а так же, вносит запись в книгу учета проверок. Предписание – это документ, который выдается руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа, предписание должно быть оформлено на фирменном бланке или заверено печатью. Оно содержит следующие сведения: номер и дата выдачи, основание проверки 9соответствующий пункт координационного плана), наименование контролирующего органа, наименование проверяемого субъекта, Ф.И.О. и должность проверяющего, перечень вопросов, подлежащих проверке, проверяемый период, а так же срок проверки.

Книга учета проверок – это документ, который ведется согласно требований Постановления СМ от 18 марта 2010 года № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа № 510». Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью руководителя проверяемого субъекта, зарегистрирована в налоговом органе. В нее вносятся следующие сведения: наименование контролирующего органа, вид проверки, номер и дата предписания, Ф.И.О. проверяющего, дата начала проверки. После окончания проверки в книгу вписывается дата окончания и наименование документа, составленного по результатам проверки.

После предъявления соответствующих документов проверяемый субъект знакомится с перечнем вопросов, подлежащих проверке и начинается осуществление контрольных мероприятий. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней, однако, если проводится проверка ИП, лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма – не более 15 рабочих дней. При этом проведение проверки может быть однократно продлено на срок не более 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке.

5 этап – оформление результатов проверки. Если выявлены нарушения – акт, если нарушений не выявлено – оформляется справка. В акте проверки указывается основание назначения, даты начала и окончания проверки, проверенный период, сведения о предыдущих проверках, сведения о проверенных финансово-хозяйственных мероприятиях с указанием методов и способов проверки. В акте отражается факт нарушения законодательства, размер причиненного вреда, должности, Ф.И.О. лиц, виновных в нарушениях, а так же излагаются предложения об устранении выявленных нарушений. Акт подписывается руководителем проверяемого субъекта, его главным бухгалтером, а так же проверяющим.

В случает наличия возражения по акту проверки представитель проверяемого субъекта делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляет письменные возражения в контролирующий орган, который проводил проверку. В течение 30 рабочих дней после подписания акта, а в случае подачи возражений после вручения заключения по возражениям выносится решение или предписание об устранении выявленных нарушений руководителем контролирующего органа. Данное решение может быть обжаловано в соответствии с п. 78 Положения в вышестоящий контролирующий орган и (или) в общий или хозяйственный суд. Жалоба рассматривается вышестоящим органом в течение 30 календарных дней и по итогам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения: 1. Оставить решения без изменения, а жалобу без удовлетворения, 2. Отменить решение полностью или частично, 3. Внести изменения в решение, 4. Отменить решение и назначить дополнительную проверку.

Точно так же в административном порядке обжаловать действие/бездействие должностного лица.

(см. листик)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: