Тема 8. Экологическое право

Понятие, принципы и значение семейного права. Семейное право РФ – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства и принятия детей в семью на воспитание.

ТЕМА 7. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

  1. Понятие, принципы и значение семейного права.
  2. Условия и порядок заключения брака.
  3. Права и обязанности супругов.
  4. Порядок и основания прекращения брака.
  5. Права и обязанности родителей и детей.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред., с изм.)

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред.).

4. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (в ред.).

5. Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18.07.1996 № 841 (в ред.).

6. Постановление Правительства РФ «О приемной семье» от 17.07.1996 № 829 (в ред.).

Список дополнительной литературы:

1. Косова О.Ю. Предмет семейного права и семейное законодательство// Государство и право.2002. №7 С. 71.

2. Максимович Л.Б. Брачный контракт. Комментарии. Разъяснения. М. Изд. «Ось-89». 1997.

3. Мамай В.И. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М. Изд. ПРИОР. 1998.

4. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М. Юристъ. 2002.

5. Сосипатрова Н.Е. Брачный договор: правовая природа, содержание, прекращение// Государство и право. 1999. № 3. С. 76

Для понимания сущности семейного права как отрасли права важное значение имеют правовые принципы, закрепленные в Семейном кодексе РФ.

Семейный кодекс РФ закрепляет следующие принципы регулирования брачно-семейных отношений:

1. Защита семьи государством. Государством создается широкая сеть детских учреждений, предоставляются пособия и льготы одиноким матерям и многодетным семьям, а также другие виды помощи семье.

2. Равноправие граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии. В соответствии с этим принципом, закрепленным в п. 4 ст. 1 СК РФ, запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3.Принцип единобрачия. Российское семейное законодательство, как и законодательство о браке и семье большинства государств, закрепляет принцип моногамии, который означает, что гражданин может состоять только в одном зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа влечет за собой признание брака недействительным.

4. Свобода и добровольность вступления в брак. Статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет требование о том, что брачный союз мужчины и женщины должен быть добровольным. Тем самым исключается чье-либо вмешательство в форме принуждения или запрета вступления в брак. Нарушение принципа добровольности вступления в брак влечет за собой признание брака недействительным (ст. 27 СК РФ).

5. Защита прав и интересов несовершеннолетних.

Значение семейного права проявляется в тех задачах, которые оно призвано решать, регламентируя брачно-семейные отношения. Задачами семейного права являются:

- укрепление семьи;

- воспитание чувства ответственности перед семьей;

- приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

2.Условия и порядок заключения брака. Брак есть свободный добровольный союз мужчины и женщины, заключенный в установленном порядке, направленный на создание семьи. Порядок и условия заключения брака предусмотрены в Семейном кодексе Российской Федерации.

Заключение брака совершается в специальных учреждениях – органах записи актов гражданского состояния (загс).

Семейный кодекс РФ закрепляет следующие условия заключения брака:

1) взаимное добровольное согласие лиц, вступающих в брак;

2) достижение брачного возраста (18 лет). Брачный возраст в российском законодательстве совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Семейное законодательство устанавливает обстоятельства, препятствующие заключению брака. В соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между:

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) близкими родственниками (к близким родственникам Семейный кодекс относит родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушку, бабушку и внуков), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

3) усыновителями и усыновленными;

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Порядок заключения брака установлен в ст. 11 СК РФ, а также Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ. Заключение брака происходит по истечении месячного срока со дня подачи лицами, желающими вступить в брак, заявления в загс. Семейный кодекс предусматривает возможность сокращения или увеличения этого срока при наличии уважительных причин. Причинами сокращения месячного срока могут быть призыв на срочную службу, беременность, тяжелая болезнь и т.д. При наличии особых обстоятельств (рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Увеличение срока может быть обусловлено болезнью одного из будущих супругов, которая лишает его возможности присутствовать на регистрации брака, командировкой и т.д. Срок может быть увеличен не более чем на месяц. Все обстоятельства, служащие основанием для увеличения или сокращения месячного срока, должны быть подтверждены документально.

По желанию лиц, вступающих брак, заключение брака может происходить в торжественной обстановке.

После регистрации супругам выдается свидетельство о браке, подтверждающее заключение брака.

3.Права и обязанности супругов. В результате зарегистрированного брака у супругов возникают определенные права и обязанности, которые можно разделить на личные и имущественные.

К личным правам супругов относятся:

- право на свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и жительства;

- право на совместное решение на началах равенства всех вопросов жизни семьи, воспитания и образования детей;

- право на выбор фамилии. При заключении брака супруги вправе сохранить свои добрачные фамилии, выбрать одну из них в качестве общей фамилии или присоединить к фамилии одного супруга фамилию другого супруга.

Под имущественными понимают права и обязанности супругов, имеющие экономическое содержание. Имущественные права и обязанности регулируются двумя режимами:

1) законным режимом имущества супругов, когда все имущество является их совместной собственностью;

2) договорным режимом имущества, определяемым брачным договором.

Если иное не определено брачным договором, все имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К совместной собственности супругов относятся все доходы каждого из супругов, в том числе полученные от предпринимательской деятельности и результатов интеллектуального труда, а также пенсии, пособия и другие выплаты, не имеющие специального целевого назначения, а также все движимое и недвижимое имущество и ценные бумаги, приобретенные в период брака за счет общих доходов. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Семейного кодекса РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию. Заключение сделки одним из супругов предполагает согласие на совершение этой сделки другого супруга. Исключение из этого правила установлено ч. 3 ст. 35 СК РФ, когда требуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Наряду с общей собственностью существует также личное имущество, т.е. принадлежащее каждому из супругов. К такому имуществу относится:

1) имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак;

2) имущество, полученное в порядке наследования или дарения;

3) вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.д.), за исключением драгоценностей и предметов роскоши.

Супруги могут изменить законный режим имущества путем составления брачного договора. Брачный договор может быть составлен как до заключения брака, так и после. Но во всех случаях он вступает в силу с момента государственной регистрации заключения брака. Брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов, в частности в нем оговариваются вопросы совместной и раздельной собственности, права и обязанности по взаимному содержанию, порядок несения каждым из супругов семейных расходов и т.д..

4.Порядок и основания прекращения брака. Основаниями прекращения брака в соответствии со ст. 16 СК РФ являются:

- смерть одного из супругов или объявление одного из супругов умершим;

- расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного недееспособным.

Закон запрещает мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Семейный кодекс РФ предусматривает два порядка расторжения брака:

-упрощенный порядок (в ЗАГСе);

- судебный порядок.

В органах ЗАГСа браки расторгаются:

1) при взаимном согласии супругов при условии отсутствия у них общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов (независимо от наличия общих несовершеннолетних детей), если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет.

В этих случаях брак расторгается по истечении месяца со дня подачи заявления. О расторжении брака орган ЗАГСа выдает свидетельство.

В судебном порядке браки расторгаются, если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети или один из супругов возражает против расторжения брака, либо уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСа. Если один из супругов возражает против расторжения брака, суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить в связи с этим разбирательство дела в пределах трех месяцев (ст. 22 СК РФ).

При расторжении брака в судебном порядке суд обязан решить вопрос о разделе имущества супругов, определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, с кого и в каком размере будут взыскиваться алименты, если по данным вопросам отсутствует соглашение между супругами. Брак считается прекращенным со дня государственной регистрации в книге регистрации актов гражданского состояния или с момента вступления решения суда в законную силу.

5.Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей и детей определяются Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ и другими законодательными актами. В соответствии со ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Статья 52 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность оспаривания материнства и отцовства в судебном порядке.

Закон наделяет родителей и детей определенными правами и в то же время возлагает на них ряд обязанностей. Ребенком в соответствии с ч. 1 ст. 54 СК РФ признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста.

Семейное законодательство наделяет несовершеннолетних детей следующими правами:

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей, проживать вместе с ними и пользоваться их заботой;

- общаться с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- на защиту своих прав и законных интересов;

- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка;

- на имя, отчество и фамилию.

Ребенок также обладает рядом имущественных прав. Так, в соответствии с ч.1 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке, установленном законом. Несовершеннолетние имеют право собственности на доходы, полученные ими, имущество, полученное в дар или по наследству, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Родители имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.

Родительские права не могут использоваться вопреки интересам детей, в противном случае они несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ). Так, родители (или один из них) могут быть лишены в судебном порядке родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения родительских обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, воспитательного или лечебного учреждения, а также другого аналогичного учреждения;

- злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга (ст. 69 СК РФ).

Закон предусматривает также возможность отобрания ребенка у родителей без лишения их родительских прав – ограничение родительских прав (ст. ст. 73 – 76 СК РФ).

Семейный кодекс РФ возлагает на родителей обязанность по содержанию несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей. Необходимые для этого средства предоставляются родителями добровольно или по решению суда. Сумма алиментов, выплачиваемых ежемесячно должна составлять на одного ребенка одну четверть, на двух детей – одну треть, на трех и более детей – не более половины заработка или иного дохода родителя. Семейный кодекс предусматривает возможность уменьшения или увеличения судом размера вышеуказанных долей с учетом материального и семейного положения сторон и иных обстоятельств. Родители могут быть также привлечены к несению дополнительных расходов на ребенка при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья и т.д.).

Закон устанавливает также обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях и содержать их.

1. Понятие и предмет экологического права.

2. Система экологического права.

3. Основы правовой защиты природы.

4. Роль государственных органов в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

5. Роль гражданина, общественных и иных некоммерческих объединений в реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду.

6. Понятие и виды эколого-правовой ответственности.

Нормативные материалы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в ред.).

3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред.).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195- ФЗ (в ред., с изм. и доп.).

5. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред.).

6. Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (в ред.).

7. Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ.

8. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред.).

Список дополнительной литературы:

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.: Юристь, 2004.

2. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): Учебн. пособ. Книга 1. – М.: МНЭПУ, 1999.

3. Волков А.М., Ганова С.Д. Основы экологического права: Особенная часть: Учебн. пособ. для вузов. – М., 1997.

4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебн. пособ. – М.: Инфра-М, 2001.

5. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2004.

6. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право: Учебник. – М.: ЮрИнфоР, 2004.

7. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Под ред. М.М. Бринчук. – М.: БЕК, 1999.

8. Косаренко Н.Н. Экологическое право для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

9. Экологическая оценка и экологическая экспертиза / Под ред. О.М. Черп. – М.: Социально-экологический союз, 2000.

1. Понятие и предмет экологического права. Человек в процессе своей жизнедеятельности воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 млрд тонн уменьшились запасы кислорода, пришло в негодность около 200 млн гектаров земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Негативная деятельность человека по отношению к природе проявляется в трех взаимосвязанных формах:

1. Загрязнение. Это физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья жизни человека, окружающей его природной среды.

2. Истощение. Это потеря тех природных ресурсов, которые служат для человека источником его экономической деятельности.

3. Разрушение. Это последствия загрязнения и истощения природной среды, которое выражается в образовании регионов с деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии.

Охрана природы – это реакция общества на разрушительную деятельность человека в окружающей среде.

Экологическое право – одна из отраслей российского права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Предмет экологического права – это общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Данные общественные отношения характеризуются как:

природоресурсные, поскольку затрагивают владение, пользование и распоряжение ресурсами;

природоохранные, поскольку направлены на охрану природной среды жизнедеятельности человека.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Следует различать понятия «природный объект» и «природно-антропогенный объект». Под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Под природно-антропогенным объектом понимается природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

2. Система экологического права. Система экологического права состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права (право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды и др.)

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

3. Основы правовой защиты природы. Взаимодействие общества и природы осуществляется с помощью законодательства, наиболее правильного и рационального порядка использования природных объектов и защиты природы. Принятие и формирование законодательства является основным этапом в реализации права.

Следующим этапом является реализация принятого экологического законодательства за счет оперативно-исполнительной деятельности общества и государства, направленной на организацию применения законов; осуществления экологического планирования, контроля и надзора. Завершает функционирование правовой системы правоохрана и наложение мер ответственности за нарушение правовых норм. Судебная стадия охраны окружающей среды способствует максимальному функционированию экологического механизма.

Основополагающей правовой базой защиты окружающей среды служат Конституция РФ 1993 г., законодательство об окружающей среде (Закон «Об охране окружающей среды»), специальные законы: ФЗ РФ «Об уничтожении химического оружия», ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г., ФЗ РФ «Об использовании атомной энергии» от 22.11.1995 г., ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1993 г., Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г.

Принято и действует природноресурсное законодательство. Оно включает в себя:

- Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 г.

- Лесной Кодекс РФ от 22.01.1997 г.

- Водный Кодекс РФ от 16.11.1995 г.

- Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г.

- Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г.

Данным законодательством установлены меры защиты земель от загрязнения, эрозии, самовольного захвата. Леса законодательством охраняются от пожаров, незаконных порубок и др. Воды охраняются от загрязнения, засорения, истощения и т.д., животный мир – от браконьерства, других нарушений, в частности, путем охраны среды обитания, создания заповедников, занесения в Красную книгу и др.

4. Система и роль государственных органов в реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Конституция РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой следует понимать окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Особую роль в реализации права граждан на благоприятную окружающую среду призваны сыграть природоохранные органы - специально уполномоченные на то государственные органы в области охраны окружающей среды.

Система органов, осуществляющих государственное экологическое управление, складывается из следующих государственных органов:

- органы общей компетенции, для которых охрана окружающей природной среды является одним из вопросов, входящих в круг их компетенции. К этим органам относятся Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы;

-органы специальной компетенции, для которых охрана окружающей среды является одной из основных задач. Эти органы в свою очередь подразделяются на:

- комплексные, которые выполняют все или блок природоохранных задач. К ним относится Министерство природных ресурсов РФ;

- отраслевые, которые занимаются управлением в области охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России;

- функциональные, которые выполняют одну или несколько родственных функций в отношении одного или всех природных объектов: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по атомному надзору. Министерство природных ресурсов России и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов, к которым относятся:

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);

- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и др.

Большое значение имеет государственный контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль). Экологический контроль проводится в целях:

- обеспечения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

- соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Государственный экологический контроль в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования и ее территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Однако помимо государственного контроля в области охраны окружающей среды осуществляется производственный контроль экологическими службами предприятий, организаций и иных субъектов хозяйственной, которые контролируют эффективность работы локальных систем очистки, образования и размещения отходов, ведут мониторинг используемых природных объектов, мест размещения отходов, участвуют в работах по рекультивации земель и т.п.

5. Роль гражданина, общественных и иных некоммерческих объединений в реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду. Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Общественные и иные некоммерческие объединения осуществляют, так называемый, общественный контроль в области охраны окружающей среды в целях:

- реализации права каждого на благоприятную окружающую среду;

- предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Задачи общественного экологического контроля состоят в выявлении экологических проблем, по каким-либо причинам оказавшимся вне поля зрения органов государственного экологического контроля и правоохранительных органов, в создании альтернативного информационного канала, повышении оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в создании обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Кроме этого, общественные объединения обладают правом на проведение общественной экологической экспертизы, на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения, а также обладают иными правами, предусмотренными законом.

Граждане и юридические лица несут общие экологические обязанности и отраслевые (экологические) обязанности. Общие экологические обязанности:

- охрана и рациональное использование природы и окружающей среды;

- восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

- предупреждение экологических правонарушений;

- соблюдение экологических требований (норм, правил, нормативов качества окружающей природной среды);

- обязанность платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

- иные обязанности, предусмотренные законом.

Отраслевые экологические обязанности включают в себя:

- соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т.п.;

- сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий;

- недопущение уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ;

- соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод;

-экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр.

6.Понятие и виды эколого-правовой ответственности. Под юридической ответственностью понимается применение к правонарушителю мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, в отношении которого установлена его вина. Соответственно, основанием ответственности для лица является совершение правонарушения, в отношении которого установлена его вина.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательства на экологический правопорядок и его составную часть – экологическую безопасность населения. Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания – штраф. Размеры штрафа кратны размеру МРОТ на момент совершения правонарушения. Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду. Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: