double arrow

Международное право

Экологическое законодательство Российской Федерации

Экологическое законодательство в области охраны природы

Решение проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, взаимоотношения человека и природы может быть осуществлено на основе реальной системы законополо­жений, инструкций и правил. Развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный, так как прогресс в разви­тии общества остановить невозможно. В систему правовой охраны природы входят четыре группы юридических мероприятий:

• правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

• организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных действий;

• государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

• юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, су­ществующая вне человека и независимо от его сознания реаль­ность, служащая местом обитания, условием и средством его су­ществования. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны образует природоохранное (экологичес­кое) законодательство.

Источником экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулиру­ющие экологические отношения: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств; за­коны и нормативно-правовые акты субъектов федерации; между­народно-правовые акты, регулирующие внутренние экологичес­кие отношения на основе примата международного права.

Конституцией РФ определены организационно-правовые взаимоотношения Федерации и любого субъекта Федерации (статья 72): пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, ох­рана ОС и обеспечение экологической безопасности являются со­вместной компетенцией Федерации и ее субъекта.

Система экологического законодательства, руководствующая­ся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

• природоохранительное законодательство (представлено законом РФ «Об охране окружающей среды»);

• природоресурсное законодательство (Закон РФ о недрах, Земельный кодекс РСФСР, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, закон РСФСР об охране и использовании животного мира).

Для решения природоохранных проблем большое значение имеет действующий сейчас ЗаконРСФСР «Об охране окружающей природной среды» (декабрь 1991). В 1993 г. был издан постатейный комментарий к этому закону России.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) является определяющим, т.е. в вопросах охраны ОС нормы других актов не должны ему противоречить. Он заполнил пробел российского экологического законодательства и определил пути разрешения противоречий, возникших между эко­логией и экономикой:

1. Данный закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения, решающие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния от деятельности человека; оздоровление (улучшение качества) ОС.

2. Закон обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на здоровую и чистую ОС с установлением предельно допустимых норм воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, превышение которых фиксируется как экологическое правонарушение.

3. В отличие от отраслевых законов (например, основ земельного законодательства) этот закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на ОС, т.е. к любым объектам экономики (ОЭ), оказывающим это воздействие.

4. Центральными темами закона являются человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия ОС, но он же рассматривается как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за причиненный вред с обязанностью его возмещать.

5. Нормы закона закрепляют механизм его использования, состоящий из экономического стимулирования хозяйственника в охране ОС и мер административно-правового воздействия за нарушение правовых предписаний.

Закон определяет обязательность государственной экологичес­кой экспертизы и контроля, полномочия их органов, меры воз­действия при нарушениях, определяет, что «природа и ее богат­ства являются национальным достоянием народов России, есте­ственной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека». Закон ставит своей задачей в комплексе с мерами организационного, правового, экономичес­кого и воспитательного воздействия способствовать формирова­нию и укреплению экологического правопорядка, обеспечению экологической безопасности на территории России. Закон состоит из 15 разделов (94 статей).

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (февраль 1995) регулирует отношения в области их организации, охраны и использования таких территорий для сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, растений и животных, их генетического фонда, для изучения естественных процессов в биосфере и для контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Закон определяет категории и статус особо охраняемых природных территорий: заповедников (в том числе биосферных), национальных и природных парков, заказников, памятников природы и некоторых других; порядок образования особо охраняемых природных территорий, особенности их правового положения, режим охраны, порядок ведения Государственного кадастра этих территорий. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и в зависимости от категории являются собственностью федеральной, субъектов РФ или муниципальных образований.

Земельный кодекс России (май 1991) упростил порядок изъятия земельных участков в пользование, собственность и аренду лиц и организаций, участков и земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наиболее ценных природных объектов, особо охраняемых природных территорий.

Лесной кодекс РФ (январь 1997) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

В Лесном кодексе леса подразделяются на группы и категории в соответствии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ресурсов.

Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лесного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов и др.

Важным правовым актом, регламентирующим рациональное использование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная собственность на большинство водных объектов.

Государственные органы управления по использованию и охране водных объектов имеют следующие полномочия: они определяют порядок установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территории; определяют режим особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности; проводят государственные экспертизы предпроектных и проектных документов на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; осуществляют государственный мониторинг водных объектов, их охрану от загрязнения. Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, установленном Правительством России.

Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Происходящая перестройка государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды должна обеспечить формирование современного эколого-природоохранного законодательства, создать благоприятные условия для действенной охраны целостных природных комплексов (в отличие от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы), упорядочения системы особо охраняемых природных территорий (отход от прежней чрезвычайной их множественности), усиления охраны живой природы.

Как показывает мировой опыт, охрана окружающей природной среды усилиями отдельных государств малоэффективна. Прекратить антропогенное загрязнение на глобальном уровне мож­но только при сотрудничестве большинства стран мира, особенно развитых.

Международное право — это комплексная система правовых принципов и норм, которая обеспечивает наличие определенных условий:

• специфический круг общественных отношений;

• нормы и принципы, регулирующие эти отношения;

• значимость указанных общественных отношений;

• заинтересованность общества в правовом регулировании новых общественных отношений в области охраны ОС.

Международное право регулирует отношения субъектов международного права в области охраны окружающей природной сре­ды и рационального использования природных ресурсов на благо человечества. И эти две основные задачи человечество должно ре­шить во имя спасения мироздания.

Международное право предусматривает деление международ­ных правонарушений на международные преступления и между­народные деликты (решение Комиссии международного права ООН). К международным преступлениям Комиссия отнесла нару­шение определенным государством обязательств, имеющих осно­вополагающее значение для: обеспечения мира и безопасности; осуществления права народов на самоопределение, освобождение от колониализма; защиты человеческой личности (рабство, гено­цид, апартеид); предотвращения массового загрязнения ОС (ста­тья 19). Все эти положения нашли отражение в Уставе ООН, кото­рые являются обязательными для всех государств, независимо от того, являются ли они членами ООН или нет. Проблема охраны ОС не нашла прямого отражения в Уставе ООН, но государства и народы четко осознают серьезные последствия некоторых видов человеческой деятельности, которая ставит под вопрос не только здоровье людей, но и возможность выживания современного и будущих поколений.

Комиссия международного права ООН определила, что в этих условиях нормы общего международного права, относящиеся к охране ОС и ответственности государства, могут иметь только им­перативный (повелительный) характер и может рассматриваться в определенных условиях как международное преступление.

Негативно воздействующие на ОС методы военных действий в международно-правовой доктрине получили название экоцида, а те же действия, приводящие к массовым загрязнениям морской среды — марецида. Но марецида может оказаться значительно опас­нее экоцида, так как морская среда существенно расширяет гра­ницы такого преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: