Постановка на учет плательщиков налогов

Согласно НКУ взятию на учет или регистрации в органах государственной налоговой службы подлежат все плательщики налогов, вне зависимости от наличия на момент постановки на учет налоговой обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Таким образом, с точки зрения законодательства учет указанных лиц не зависит от того, возникли ли в определенном периоде у них объекты налогообложения. Принципиальным для учета плательщиков является потенциальная возможность появления в будущем указанных объектов и, соответственно, возникновения обязательства по уплате того или иного налога или сбора.

Основным характерным элементом учёта плательщиков налогов является их учет по местонахождению (для юрлиц) или месту проживания (для физлиц). Это является основным местом учета.

Если же у плательщика налогов есть объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, есть имущество и он осуществляет действия, в связи с которыми у него возникают обязательства по уплате налогов и сборов (то есть возникают объекты налогообложения), то такой плательщик налогов должен также стать на учёт в налоговом органе по месту возникновения указанных объектов. То есть по неосновному месту учёта.

Взятие плательщика на учет в соответствующем налоговом органе, является обязательным, из чего следует обязанность плательщика сообщать о всех объектах налогообложения путем их декларирования.

Регистрации в качестве плательщиков налогов подлежат:

- юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты);

- обособленные подразделения юридических лиц (резидентов и нерезидентов);

- постоянные представительства нерезидентов;

- самозанятые лица.

Самозанятое лицо – это плательщик налога, который является физическим лицом – предпринимателем или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.

Независимая профессиональная деятельность – это участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, а также деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лиц, осуществляющих религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом – предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц.

Информация о плательщиках налогов вносится в:

1) Единый банк данных плательщиков налогов – юридических лиц (Единый банк данных юридических лиц) и составных частей такого банка данных (реестра плательщиков налогов – нерезидентов, реестра договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом и соглашений о распределении продукции);

2) Реестр самозанятых лиц, который является составной частью Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов (далее – ДРФО).

Указанные реестры – это автоматизированные системы сбора, накопления и обработки данных о плательщиках налогов и объектах налогообложения.

Относительно каждого плательщика налогов, взятого на учет, формируется учетное дело, которое состоит из двух частей: регистрационной и отчетной.

Регистрационная часть учетного дела формируется из документов, которые поступают в орган ГНС в период деятельности плательщика налогов и в связи с его ликвидацией от:

- плательщика налогов;

- органов государственной регистрации;

- органов статистики;

- учреждений банков;

- других государственных органов, в том числе министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Отчетная часть учетного дела плательщика налогов формируется из числа налоговых деклараций (отчетов, расчетов) и других документов, связанных с расчетом и уплатой налогов и сборов, которые подаются плательщиков в период его деятельности.

Учет плательщиков налогов в органах ГНС ведется по налоговым номерам.

Налоговым номером плательщика налогов является:

а) код согласно Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (далее – ЕДРПОУ) для плательщиков налогов, которые включаются в указанный реестр (юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц – резидентов и нерезидентов);

б) регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов – физического лица, кроме тех лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте;

в) регистрационный (учетный) номер плательщика налогов, который присваивается органами ГНС, а именно:

- уполномоченным лицам договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица при постановке на учет договора;

- управляющим имуществом при постановке на учет договоров управления имуществом;

- инвесторам (резидентам и нерезидентам), которые заключили договоры о распределении продукции и являются плательщиками налогов;

- исполнителям (юридическим лицам – нерезидентам) проектов (программ) международной технической помощи;

- иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представителям международных организаций в Украине (дипломатическая миссия);

- нерезидентам – в случае получения иностранной компанией (организацией) или дипломатической миссией имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, которые подлежат налогообложению, если способ и цели получения такого имущества не требую создания обособленного подразделения или постоянного представительства нерезидентов на территории Украины;

- постоянным представительствам нерезидентов на территории Украины, которые создаются временно на срок не менее 6 месяцев.

Налоговый номер плательщика налогов указывается во всех свидетельствах, справках, патентах, в других документах и налоговых декларациях (расчетах) и не изменяется на протяжении всего периода пребывания в органах ГНС.

Рассмотрим процедуру взятия на учет по основному месту учета плательщиков налогов, которые включаются в Единый государственный реестр юридических и физических лиц, а также тех лиц, которые проходят государственную регистрацию в ином порядке.

Государственная регистрация – это засвидетельствование факта создания или ликвидации юридического лица или физического лица - предпринимателя, а также осуществление иных регистрационных действий, предусмотренных Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

В основу Порядка учета плательщиков, которые вносятся в Единый государственный реестр, положен принцип «Единого окна» - взаимодействия налоговых органов и государственных регистраторов через «единые регистрационные офисы» или путем обмена информацией.

Так, основанием для взятия на учет в органах ГНС по основному месту учета юридического лица (или его обособленного подразделения), а также физлица-предпринимателя, в первую очередь служат сведения из регистрационной карточки такого лица, предоставленные государственным регистратором.

Кроме того, законодательством также не исключается возможность постановки на учет юридического лица (или его обособленного подразделения) при условии подачи самостоятельно соответствующих документов.Но в таком случае орган налоговой службы обязан установить, действительно ли такое юридическое лицо (его обособленное подразделение) включены в ЕГР и не являются прекращенными (закрытыми).

Постановка на учет по основному месту учета плательщиков налогов, которые не включаются в ЕГР, а также договоров о распределении продукции, о совместной деятельности, об управлении имуществом осуществляется на основании предоставленных плательщиком соответствующих документов. Такие документы плательщик должен успеть предоставить в налоговую службу в течение 10 дней после государственной регистрации.

Рассмотрим документы, которые в каждом отдельном случае являются основанием на постановку на учет в органах ГНС.

Субъект Документы
Юридическое лицо - заявление по форме № 1-ОПП; - выписка или выдержка из ЕГР, если заявителем является юридическое лицо, которое включается в ЕГР; - копия свидетельства о государственной регистрации, если заявителем является юридическое лицо, для которого законом установлены особенности его государственной регистрации и которое не включается в ЕГР; - копия документа, подтверждающего присвоение кода согласно ЕДРПОУ.
Обособленное подразделение юридического лица - заявление по форме № 1-ОПП; - копия документа, подтверждающего присвоение кода согласно ЕДРПОУ; - копию выдержки из ЕГР с указанием сведений об обособленном подразделении юридического лица, если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором включаются в ЕГР; - копию документа о регистрации, легализации, аккредитации, создании и т.п., если заявителем является обособленное подразделение юридического лица, сведения о котором не включаются в ЕГР (в том числе обособленное подразделение нерезидента).
Военная часть - заявление по форме № 1-ОПП; - заверенная соответствующим органом копия свидетельств о регистрации воинской части как субъекта хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах; - копия справки соответствующего центрального органа исполнительной власти, подтверждающей присвоение кода согласно ЕДРПОУ.
Постоянное представительство нерезидента - заявление о регистрации постоянного представительства нерезидента как плательщика налога на прибыль по форме № 1-РПП; - копия выдержки из государственного реестра иностранного государства о регистрации; - нотариально заверенные копии документов (на украинском языке) относительно функций и участия нерезидента в строительстве объекта или в выполнении проекта.
Нерезиденты без создания обособленного подразделения, имеющие имущественные права - заявление по форме № 1-ОПП; - копия выдержки из государственного реестра иностранного государства о регистрации; - нотариально заверенная копия правоустанавливающих документов на имущественные права.
Инвестор (соглашение о распределении продукции) - заявление по форме № 1-ОПП; - нотариально заверенная копия договора о распределении продукции; - копия свидетельства о государственной регистрации договора.
Уполномоченное лицо (договор о совместной деятельности) - заявление по форме № 1-ОПП; - заверенная копия договора о совместной деятельности. Если входит иностранный инвестор: - копия свидетельства о государственной регистрации; - документ о согласовании, если используется государственная недвижимость; - копии лицензий, разрешений.
Управляющий имуществом (договор управления имуществом) - заявление по форме № 1-ОПП; - копия договора на управление имуществом; - копия выдержки из государственного реестра правовых действий, которым подтверждается факт государственной регистрации договора, если это недвижимость.
Физическое лицо - предприниматель - заявление по форме № 5-ОПП; - выписку или выдержку из ЕГР.
Физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность - заявление по форме № 5-ОПП; - копия регистрационного удостоверения (свидетельства) о занятии нотариальной деятельностью, адвокатской деятельностью, деятельностью судового эксперта.

После постановки плательщика налогов на учет по основному месту учета орган ГНС формирует справку о взятии на учет плательщика налогов по форме № 4-ОПП (5-ОПП – для самозанятого лица). Такая справка направляется плательщику налогов на следующий день после постановки на учет. По согласию плательщика налогов не позднее следующего рабочего дня после постановки его на учет такая справка может быть выдана плательщику налогов и уполномоченному им лицу непосредственно в органе ГНС.

Инвестору после постановки на учет соглашения о распределении продукции вместо справки по форме № 4-ОПП выдается (направляется) Свидетельство о регистрации инвестора как плательщика налогов при выполнении соглашения о распределении продукции по форме № 4-УРП.

Справка по форме 4-ОПП управляющему имуществом выдается на срок действия договора об управлении имуществом (указанный в договоре) или сроком на 5 лет, если стороны не определили срок договора.

Плательщик налогов обязан сообщать обо всех объектах, связанных с налогообложением, органам ГНС по местонахождению таких объектов.

Объектами налогообложения являются имущество или действия, с появлением которых у плательщика возникает обязанность по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога или сбора определяются согласно соответствующим разделам НКУ.

Если у плательщика налогов возникают налоговые обязательства на территории другой административно-территориальной единицы, кроме основного места регистрации, он обязан зарегистрироваться оп неосновному месту учета в соответствующем налоговом органе.

Для постановки на учет по неосновному месту учета плательщик налога в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением, обязан обратиться в соответствующий орган ГНС с регистрационным заявлением по форме № 1-ОПП или № 5-ОПП с отметкой «учет по неосновному месту учета» (№ 20-ОПП – для объектов налогообложения). Данные, которые содержатся в заявлении о постановки на учет по неосновному месту учета вносятся в Единый банк данных юридических лиц или в Реестр самозанятых лиц, а плательщику налогов выдается Сообщение о взятие на учет по неосновному месту учета по форме № 16-ОПП. Срок действия данного Сообщения ограничивается бюджетным годом и такое Сообщение является дополнением справки о взятии на учет по форме № 4-ОПП и является действительным только вместе с такой справкой.

В случае включения плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов и получения сообщения центрального органа ГНС о таком включении плательщик налогов обязан стать на учет в специализированном органе ГНС, который осуществляет налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр.

Относительно крупных плательщиков налогов, которые самостоятельно не стали на учет в специализированном органе ГНС, центральный орган ГНС имеет право принять решение о смене основного места учета и переводу их на учет в специализированные или другие органы ГНС, что осуществляется в течение 20 календарных дней после принятия такого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: