Влияние на уровень аварийности

Имеется ряд исследований о влиянии обязательного периодического технического осмотра транспортного средства на ДТП. В основу этого анализа легли результаты следующих исследований:

Mayer og Hoult, 1963 (США).
Buxbaum og Colton, 1966 (США).
Fuchs og Leveson, 1967 (США).
Foldvary, 1971 (США).
Little, 1971 (США).
Colton og Buxbaum, 1977 (США).
Schroer og Peyton, 1979 (США).
Crain, 1980 (США).
VanMatre og Overstreet, 1981 (США).
Berg, Danielsson og Junghard, 1984 (Швеция).
Loeb og Gilad, 1984 (США).
White, 1986 (New Zealand).
Loeb, 1987 (США).
Robinson, 1989 (США).
Fosser, 1991 (Норвегия).
Moses og Savage, 1992 (США).

Большинство исследований проведено в США около 15 лет назад. Отдельные исследования отличаются методологическими недостатками (Vaaje, 1985; Fosser, 1991, 1992). Методологически наиболее надежным является норвежское исследование (Fosser, 1991), которое охватило 204.000 легковых автомобилей. Они распределялись на три группы, из которых первая группа в течение трех лет проходила технический осмотр ежегодно, вторая группа - один раз в течение трех лет, а третья - вообще не проходила осмотра в течение периода исследования. Результаты исследования приведены ниже:

Влияние на ДТП с ранениями
-2% (нижний предел -10%; верхний +7%)

Влияние на ДТП с материальным ущербом
+1% (нижний предел -1%; верхний +3%)

Статистически достоверного изменения количества ДТП на одни застрахованные автсут (или один авт-км пробега) не наблюдалось. Это касается всех типов ДТП. Результат 12-летней давности относится к легковым автомобилям.

Имеется также исследование, которое посвящено периодическому техническому осмотру грузовых автомобилей и анализу количества совершенных на них ДТП (Moses og Savage, 1992). В исследовании рассматривались, в первую очередь, вопросы общего контроля автопредприятий-грузоперевозчиков, а также контроль технического состояния транспортных средств, контроль соблюдения водителями регламентированных законом времени работы и отдыха, а также условия выдачи фирме лицензии на транспортную деятельность. В исследовании все автопредприятия были разделены на три группы: (1) автопредприятия, которые соблюдают регламентированные законом продолжительность работы и отдыха водителей, (2) автопредприятия, которые получили "условное" одобрение (лицензию), т.е. прошли лицензирование при условии, что выявленные недостатки будут устранены, (3) автопредприятия, деятельность которых противоречит положениям закона. В каждой группе был рассчитан фактор риска. Результаты исследований приведены в табл. 5.2.3.

Таблица 5.2.3. Риск ДТП в разных группах автопредприятий-грузоперевозчиков в США (Moses og Savage, 1992)

Кол-во ДТП на 1 млн. авт-км Группы предприятий
Одобренные (соблюдение регламентированных законом положений) Условное одобрение Не одобрено
ДТП с ранениями 0,319 0,294 0,422
ДТП с материальным ущербом 5,284 3,128 5,632

Автопредприятия, получившие условное одобрение, отличались наименьшим риском ДТП (по всем типам ДТП). Может быть сделан ряд сравнений между тремя группами автомобильных перевозчиков. Сравнения показывают, что влияние контроля технического состояния транспортного средства органами власти зависит от того, с какой точностью автомобили отбираются для контроля. Если из состава автомобильного парка подбираются технически самые непригодные автомобили, которые не допускаются для выезда на линию (исключаются из движения), можно достичь значительного снижения количества ДТП с пострадавшими. Менее селективный подход к контролю дает менее значимый эффект.

Таблица 5.2.4. Влияние периодического технического осмотра большегрузных транспортных средств на количество ДТП, рассчитанное на основании фактора риска по табл. 5.2.3

Сопоставляемые группы Относительное влияние технического осмотра, %
ДТП с пострадавшими Все ДТП
Условное одобрение против неодобрения -30% -44%
Прошедшие осмотр против неодобренных -24% -6%
Прошедшие осмотр против условного одобрения +9% +69%
Прошедшие осмотр и условное одобрение по сравнению с неодобренными -26% -16%
Прошедшие осмотр и условное одобрение и неодобренные как одна группа -2% +40%

При сопоставлении периодического технического осмотра сопоставление двух групп с третьей (две последние группы в таблице) показателем служит влияние данных мер на уровень аварийности. Периодический технический осмотр легковых автомобилей позволил снизить количество ДТП с технически неисправными автомобилями на 8% (нижний предел 13%, верхний - 3%). Для общего количества ДТП результаты сравнений отличаются настолько сильно, что эти показатели не считают разумными.

Неизвестно, как долго такое влияние может продолжаться. На основании имеющихся данных, касающихся возраста легковых автомобилей и наличия в них технических неисправностей, можно подсчитать, что влияние периодического технического осмотра легковых автомобилей на аварийность длится более одного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: