Затраты. Влияние на окружающую среду

Влияние на окружающую среду

Влияние на пропускную способность дорог

Влияние ужесточенных технических требований к транспортным средствам на пропускную способность дорог неизвестно. За последние 20-30 лет скоростной режим увеличился, но это может быть вы звано не только улучшенной конструкцией автомо билей, но и улучшением состояния дорожной сети. Американские исследователи, упомянутые раньше в этой главе, отмечали, в частности, что если автомобиль оснащен новыми средствами безопасности, то водитель изменяет свою манеру вождения автомобиля в более опасную сторону. Такая тенденция не достаточно заметная, чтобы отметить влияние оборудования автомобиля средствами повышения безопасности конструкции, но она может, в сочетании с другими факторами, быть одной из причин увеличения скоростного режима, заметного в наблюдаемый период.

Наряду с ужесточением требований к безопасности конструкции автомобилей, в течение послед них 20-30 лет ужесточаются и требования к выбросам отработанных газов и другому вредному воздей ствию автомобиля на окружающую среду, как, на пример, расход бензина и уровень шума от движения автомобилей. Согласно исследованиям, проведенным Крандаллом и другими (1986), суммарные выбросы углеводородов от легковых автомобилей в США в период от 1970 до 1983 гг. сократились на 55%. Те же исследователи показали, что выбросы окиси углерода в тот же период сократились на 46%, а выбросы окиси азота на 12%, хотя с 1970 до 1983 гг. количество автомобиле-километров пробега увеличилось на 36%. Среднестатистический расход бензина на 1 км пробега у американского легкового автомобиля модели 1984 года составляет только половину того, что было у модели 1968 года (Crandall и другие, 1986).

Когда речь идет о влиянии повышения требований к безопасности автомобиля на окружающую среду, оказывается, что картина далеко не такая приятная. Оборудование безопасности (улучшенная тор мозная система, рулевое управление с гидроусилите лем, более прочная рама автомобиля и более толстое, чем раньше ламинированное ветровое стекло) увеличивает массу автомобиля и, следовательно, и расход горючего. Увеличение массы в данный период, правда, было небольшим, всего около 50 кг для всего оборудования безопасности.

Расходы, связанные с более жесткими требованиями к безопасности автомобилей, а также обязательной сертификацией и индивидуальными разрешениями на эксплуатацию автомобилей, бывают двух типов. Первый тип - это расходы, понесенные Государственной дорожной службой страны при организации и осуществлении обязательной сертифи кации, связанные с выдачей индивидуальных разре шений на эксплуатацию автомобиля и выборочным контролем технического состояния автомобилей, прошедших обязательную сертификацию. Второй тип расходов- это расходы, понесенные владельцами автомобилей при покупке автомобиля, так как новое оборудование безопасности в какой-то мере увеличивает стоимость автомобиля.

Расходы Государственной дорожной службы, понесенные при организации и осуществлении обя зательной сертификации, выдаче индивидуальных разрешений на эксплуатацию автомобиля и регист рации автомобилей в Норвегии, составляли в 1992 году 50,6 млн. крон (Hagen, 1994). В эту цифру включены и расходы на поддержание системы реги страции автомобилей в стране, что на самом деле составляет трудоемкую часть деятельности в этой сфере. Затраты на обязательную сертификацию и вы дачу разрешений на эксплуатацию автомобилей со ставляют около 5 млн. крон в год.

Объем понесенных владельцами автомобилей затрат в свете более жестких требований неизвестен. Норвежское исследование, относящееся к более ран нему периоду (Berthelsen og Sager, 1976), предполагает, что затраты на оборудование безопасности со ставляют 7% от общей стоимости нового автомобиля. Согласно потребительскому барометру Центрального бюро статистики (Statistisk sentralbyraa, 1993), сред нестатистическая норвежская семья расходовала в 1991 году 9.459 крон на покупку автомобиля. Из этой суммы 7% составляет 660 крон, т.е. расход на оборудование безопасности автомобиля в год на семью. Если сравнивать с общей денежной нагрузкой, накладываемой на автомобилистов, то едва ли эта сумма дает правильное впечатление о социально-экономичес ком расходе на повышение безопасности автомобилей.

Крандалл и др. (1986) попытались оценить расходы на обеспечение безопасности автомобильного парка в США в период 1966-1984 гг. Расходы на оборудование безопасности для одного автомобиля (в долларах 1984 года) составляли 610-1040 долларов. В пересчете на норвежские кроны 1995 года (курс 1984 года 1 доллар = 8,16 крон) и с учетом паритета покупательной способности для частных потребителей в Норвегии по отношению к США (т.е. на сколько больше или меньше норвежец платит за определенное количество товаров, чем американец) (1,64) данный расход составляет 13100-22400 крон на один автомобиль. На самом деле речь идет об одноразовом расходе, понесенном при покупке автомобиля, в то время как увеличенный расход бензина (более тяжелого автомобиля) является постоянным расходом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: