Государственный портовый контроль

Как одно из направлений обеспечения безопасности мореплавания является организация контроля за наличием на судах необходимых документов и за соответствием состояния судов требованиям международных конвенций. Для этого в каждом государстве должен быть создан соответствующий орган – национальная морская администрация.

В России морские администрации портов (МАП) были учреждены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 1993 года № 1299. На них были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства. Выполнение последней функции, а также содержание

МАП производится за счет средств, получаемых от портовых сборов, сдаваемого в аренду имущества и оказываемых услуг. В настоящее время в морских портах установлены следующие виды портовых сборов: корабельный, канальный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический, и ледокольный. При этом ФГУ «Администрация морского порта» взимается корабельный сбор, остальные сборы получает ФГУП «Росморпорт». Ставки этих портовых сборов были введены с 09.01.08 приказом ФСТ РФ № 522-т/1 от 20.12.2007 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах РФ», заменив ставки портовых сборов, утвержденные Минэкономики РФ 1995 г.

Поскольку осуществление МАПами хозяйственной деятельности противоречило их правовому статусу, а вхождение капитана порта, имеющего административно-властные полномочия, в структуру МАП и его подчиненность начальнику МАП противоречило КТМ РФ, то принятие Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 705 было направлено на устранение имеющихся противоречий и совершенствование системы управления морскими портами. Название портовых властей было приведено в соответствие с КТМ РФ – администрации морских портов (АМП).

В настоящее время создана единая централизованная система государственного управления морскими портами, включающая в себя ГУ «Администрация морских портов», находящуюся в ведении Росморречфлота, а также филиалы, непосредственно осуществляющие выполнение функций портовых властей. На них возлагаются административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими портами. АМП запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, финансирование должно производиться за счет средств федерального бюджета. АМП возглавляет капитан порта. Каждая АМП подчиняется государственной службе морского флота Министерства транспорта РФ.

Для осуществления управления федеральным имуществом морских портов, не закрепленным за АМП, а также оказания услуг, связанных с этим федеральным имуществом было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения. Оно осуществляет свою деятельность за счет доходов от использования закрепленного за ним имущества и портовых сборов (канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного). ФГУП «Росморпорт» находится в Москве и имеет филиалы в морских портах.
Следующим этапом совершенствования государственного управления в морских портах стало возложение на базовые Администрации морских портов (Санкт-Петербург, Новороссийск, Владивосток) функций по организации работы на бассейне имущественного комплекса и объектов региональныхсистем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии, аварийно-спасательного флота, необходимого для обеспечения аварийно-спасательных операций в зоне ответственности спасательно-координационных центров.

В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 и введении в Правительстве РФ структур трех уровней: федеральное министерство – федеральная служба – федеральное агентство система управления морским транспортом состоит из министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта РФ.Все эти структуры являются взаимосвязанными, и каждая имеет специализацию.

Федеральное министерство вырабатывает общую политику отрасли, принимает нормативные правовые акты и несет политическую ответственность за состояние дел в подотчетной ему сфере. Однако при этом оно не обладает полномочиями выдавать лицензии, принимать решения по отношению к конкретным организациям и лицам, управлять федеральным имуществом.

Федеральная служба следит за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом.

Федеральное агентство оказывает государственные услуги и управляет федеральным имуществом (ГУПы, казенные предприятия, акции в федеральной собственности), но не может устанавливать правила поведения и осуществлять надзор за деятельностью граждан и организаций (выдавать разрешения, лицензии, квоты и т.п.). Выступает заказчиком по федеральным целевым программам и финансирует подведомственные учреждения.

Такая трехуровневая структура объясняется тем, что основные принципы реформы структуры исполнительной власти предусматривают разделение разработки политики и ее исполнения, устранение внутреннего конфликта между функциями, компактное правительство с небольшим числом министерств, соподчинение органов реализующих политику (агентства, службы) органам, вырабатывающим политику (министерствам), при достаточной автономии служб и агентств, политическую ответственность министра.

(а) Функции АМП по обеспечению безопасности мореплавания.

Функции АМП по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта, который возглавляет администрацию морского порта и действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В настоящее время действует положение о капитане морского торгового порта, утвержденное приказом Минтранса от 16.12.06 № 156.

Капитан морского торгового порта выполняет в соответствии со статьей 76 КТМ РФ следующие функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту:

1)контроль за соблюдением международных договоров РФ по торговому мореплаванию и законодательства РФ;

2)регистрацию судов и выдачу соответствующих судовых документов;

3)регистрацию права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них;

4)выдачу дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажа судов;

5)проверку судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

6) контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;

7)оформление прихода судов в порты и выхода их из портов;

8)контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов. Согласно приказу РМФ № 36 от 16.09.96 в структуру МАП портов Владивосток, Мурманск, Новороссийск, Санкт-Петербург введены спасательно-координационные центры (СКЦ) в подчинении капитана порта и государственного морского спасательно- координационного центра (ГМСКЦ), Москва;

9)контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

10)выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;

11)расследование аварийных случаев с судами.

(б) Роль, права и обязанности капитана морского порта.

Для выполнения вышеуказанных функций капитану морского торгового порта отводится ключевая роль, предоставляются довольно широкие права и возлагаются обязанности, кроме того, впервые в статье 78 КТМ РФ закреплено положение о том, что распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Также впервые подчиненность капитана морского порта непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, то есть Минтрансу РФ, прямо закреплена в законе – статье 75 КТМ РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Минтрансом РФ. В подчинении капитана порта находится инспекция портового надзора, которая включает в себя отдел инспекций, лоцманскую службу, службу управления движением судов (СУДС), дипломно-паспортное бюро.

Помимо ранее перечисленных обязанностей по выполнению функций, возложенных на АМП статьей 76 КТМ РФ, капитан морского порта обязан осуществлять контроль за поддержанием надлежащих глубин, исправным действием средств навигационного ограждения на акватории порта; контроль за загрузкой судна в соответствии с правилами погрузки и перевозки грузов; контроль за техническим состоянием причалов, швартовных и отбойных устройств; проверять готовность причалов к швартовке судов; получать и обеспечивать суда всей навигационной и гидрометеорологической информацией; выдавать свидетельства об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и т.д.

Права капитана морского порта закреплены в Положении о капитане морского торгового порта, утвержденном Приказом Минтранса РФ от 19.12.06 № 156, согласно которому капитан порта имеет право:

а) отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в случае непригодности судна к плаванию, нарушения требования о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью людей, а также в случаях нарушения требований относительно судовых документов; неуплаты установленных сборов;

б) требовать от капитанов судов, стоящих в порту, от всех организаций, расположенных в пределах порта, и от отдельных лиц предоставления имеющихся у них плавучих и других средств для спасания терпящих бедствие людей и судов;

в) инспектировать все суда, находящиеся в порту, с целью установления их мореходного состояния; г) возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законы, постановления, правила, касающиеся безопасности мореплавания;

д) налагать в установленном порядке административные штрафы;

е) производить в установленном порядке проколы контрольных талонов к дипломам и квалификационным свидетельствам лиц командного состава судов; и другие права.

(в) Основания и порядок запрещения выхода судов в море.

Статья 80 КТМ РФ предусматривает, что каждое судно до выхода из морского порта должно получить разрешение капитана морского порта. Отказ в выдаче разрешения может быть связан с (1)непригодностью судна к плаванию, нарушением требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

(2) нарушением требований к судовым документам;

(3) предписаниями санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других органов;

(4) неуплатой установленных портовых сборов.

Более подробно порядок и основания запрещения выхода судов в море изложены в инструкции о выпуске судов в море капитанами морских торговых портов, утвержденной приказом ММФ СССР от 27 мая 1991 года № 40.

Проверка судна инспекцией портового надзора проводится с пунктом 2 этой инструкции, и если будет выявлено несоответствие, то судну будет отказано в выдаче разрешения по основаниям, перечисленным в пункте 3.1 (от «а» до «т» включительно).

Задержание также может быть произведено портовыми властями в соответствии со статьей 81 КТМ РФ по просьбе лица, имеющего морские требования, вытекающие из причинения вреда, и в связи со спасанием, причем на срок не более 72 часов, в течение которого лицо должно представить постановление о наложении ареста на судно и груз

судом, арбитражным судом или третейским судом по морским делам (в соответствии со статьей 388 КТМ РФ об аресте судов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: