Следующим направлением обеспечения безопасности мореплавания является организация оказания помощи судам, терпящим бедствие, и создание соответствующих служб

В соответствии с СОЛАС-74/78 каждое правительство обязано обеспечить принятие всех необходимых мер по организации наблюдения с берега и спасания людей, терпящих бедствие в море вблизи берегов и иметь эффективную поисково-спасательную службу.

СССР (Россия) имеет соответствующие двусторонние соглашения со Швецией, Данией, Финляндией, Норвегией, Японией КНДР и другими странами о сотрудничестве при спасании человеческих жизней и оказании помощи судам и самолетам, терпящим бедствие на Черном море, и аналогичное соглашение по Балтийскому морю.

Необходимость координации деятельности ряда межправительственных организаций в деле обеспечения безопасности на море и в воздушном пространстве над ним обусловила подписание в апреле 1979 года Международной конвенции по поиску и спасанию на море (International Convention on Maritime Search and Rescue-1979).

Согласно этой конвенции государство осуществляет общую координацию спасательных операций в поисково-спасательном районе, границы которого устанавливаются соответствующим соглашением, для чего создается национальный орган – спасательно-координационный центр для поиска и спасания. Устанавливаются требования к информации о поисково-спасательных операциях, оперативным планам и инструкциям, подробно регламентируется порядок проведения операций на каждой из аварийных стадий (стадия неопределенности, стадия тревоги, стадия бедствия).

В России спасательно-координационные центры действуют в структуре морских администраций портов в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.98 N 92 "О реорганизации морской аварийно - спасательной службы Минтранса России" и входят в систему сил и средств для осуществления организации и координации действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море.

МСКЦ подчиняется непосредственно начальнику соответствующего МАП, а в вопросах организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, - Государственному морскому спасательно-координационному центру Госморспасслужбы России (ГМСКЦ).

-Следующим направлением обеспечения безопасности мореплавания является обязанность государств тщательно расследовать каждую аварию, чтобы выводы такого расследования способствовали предотвращению в будущем допущенных ошибок. Правило 21 Конвенции СОЛАС-74/78 предусматривает такую обязанность в отличие от

Конвенции 1960 года, по которой необходимо расследовать только серьезную аварию.

Согласно Конвенции по морскому праву 1982 года каждое государство организует расследование квалифицированными экспертами каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море (с участием плавающего под его флагом судна), приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или ущербу морской среде.

-Помимо указанных международных конвенций в целях повышения дальнейших требований в области безопасности мореплавания в ноябре 1993 года Ассамблея ИМО приняла Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), который установил обязательность применения его требований ко всем судам, а также обязанность каждого владельца судна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью, которая включает в себя целый ряд мер в этом направлении, а именно назначение ответственного лица, детализация ответственности и полномочий капитана судна, готовность к аварийным ситуациям, техническое обслуживание и ремонт судна, освидетельствование судов с выдачей свидетельства об управлении безопасностью, проверка и контроль со стороны государственных органов.

В соответствии с приказом Минтранса РФ № 63 от 26.07.94 «О мерах по повышению безопасности мореплавания» был введен в действие в РФ МКУБ, в отношении пассажирских судов и танкеров с 1998 года, остальных судов – с 2002 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: